Owoman.ru
ГЛАВНАЯ | МОДА | КРАСОТА | РУКОДЕЛИЕ | СЕМЬЯ | КУЛИНАРИЯ | ОТДЫХ | ЗДОРОВЬЕ | КАРЬЕРА | СОННИК | ЭЗОТЕРИКА | ГОРОСКОПЫ | ИМЕНА
Домашний очаг » Рукоделие - шитье, вязание, поделки » Рукоделие » Как зародилось движение «искусства и ремесла»?

Как зародилось движение «искусства и ремесла»?

Движение «Искусства и ремесла», из которого я почерпнула большинство своих узоров, началось как протест группы художников, конструкторов и архитекторов, обеспокоенных низким уровнем дизайна предметов быта и мебели, окружавших их в викторианской Англии.

После Промышленной революции Британия занимала ведущие позиции в мире как наиболее индустриально развитая страна. Преимущества механизации и массового производства, однако, сопровождались отказом от красоты и индивидуальности, а также самореализации мастера. Выступая на съезде промышленников, Уильям Моррис (1834-1896), один из наиболее влиятельных лидеров движения «Искусства и ремесла», озвучил проблему:

«Я призываю вас обратиться к новейшей опасности, которой угрожает нам цивилизация, опасности, порожденной самой цивилизацией; опасности того, что люди в своем стремлении к полному достижению благ жизни для большей части населения лишают человечество красоты жизни...»

Вместе с писателем Джоном Рёскином и архитектором О.У. Н. Пиджином, Моррис отстаивал в качестве альтернативы возврат к ценностям ручного производства, которое он знал и любил в декоре Средневековья - «работе простого человека, в которой когда-то участвовали все люди».

Вот как зародилось движение «искусства и ремесла».

Уильям Моррис - лидер движения

Уильям Моррис - человек, благодаря которому зародилось движение «искусства и ремесла», родился в достаточно обеспеченной семье; на протяжении всей жизни его средства помогали ему в его работе. В юности в Оксфордском университете он познакомился с Эдвардом Берн-Джонсом и Данте Габриэлем Россетти, художниками-прерафаэлитами, с которыми дружил всю свою жизнь. После университета Моррис обучался в бюро архитектора Филиппа Вебба, но вскоре Россетти пригласил его присоединиться к работе по отделке интерьера библиотеки Оксфордского союза. Он быстро осознал, что его призвание в дизайне; в Оксфорде он также познакомился со своей будущей женой Джейн, темноволосой, задумчивой моделью с самых известных полотен Россетти.

Моррис обожал свою жену, но их брак был несчастным; она предпочла ему Россетти, и в их последнем доме, Кэлмскотт Мэнор, они жили странным любовным треугольником.

Их первым семейным гнездом стал Ред-Хаус (1860-1865) в Бекслихите, Кент, новое здание было построено Филиппом Веббом. Наружные стены из красного кирпича, нетрадиционные для того времени, были возведены за год, но я полагаю, что внутренняя отделка заняла гораздо больше времени. Моррис настаивал на мебели ручного производства и ручной отделке интерьера, и Филипп Вебб, Россетти, Кэлмскот Мэнор и Берн-Джоне все участвовали в этом. Я люблю размышлять о том, как проходили вечера в выходные в Ред-Хаусе, когда друзья Морриса красили стены и расписывали потолки.

Уильям Моррис в возрасте пятидесяти лет. Этот рисунок, выполненный карандашом и чернилами, хранится сейчас в библиотеке в Уайтуик Мэйнор.

Именно невозможность приобрести необходимые предметы для оформления своего дома побудила Морриса создать в 1861 году собственную компанию - «Моррис, Маршал, Фолкнер и Ко» - в Лондоне. Огромное влияние, которое он оказал на дизайн начиная с 1860-х годов возникло именно благодаря фирме.

Обои, мебель, витражи и позднее ткани и гобелены выпускались под его руководством и часто по его разработкам. В узорах Морриса использовались яркие и чистые краски, которые разительно отличались от кричащих тонов берлинской вышивки шерстью, которая была тогда в моде.

Он также тесно сотрудничал с другими дизайнерами викторианской эпохи, среди которых был Уильям Де Морган (1839-1917), на керамических изразцах которого, расписанных в «персидской» гамме изображались сказочные животные, парусники и экзотические растения и птицы. Богатый блеск изразцов очень трудно передать в вышивке, но я должна была попробовать.

Для меня Уильям Моррис в первую очередь выдающийся создатель узоров, еще и потому, что он вновь открыл утраченную технику окрашивания с использованием индиго. Но Моррис был еще и поэтом, он написал несколько романов (самый известный из них «Вести из ниоткуда»), он даже изучал исландский язык, чтобы можно было заняться переводом саг. Но словно всего этого было ему недостаточно, он стал еще и блестящим и влиятельным издателем, выпустившим в свет такие шедевры, как сборник произведений Чосера, изданный его собственным издательством «Келмскот-пресс», которое располагалась в каретном сарае его Лондонского дома, Келмскот-Хаус, в Хаммерсмите.

Оригинальное письмо от «Моррис и Ко» поставщику. Его прислала мне моя клиентка из США.

К концу своей жизни Моррис все больше и больше увлекался социализмом, проводя огромную часть времени за написанием статей и выступлением на общественных собраниях. Это был неминуемый результат его поисков красоты во всем. «Какое право вы имеете,- читал он лекцию перед хорошо обеспеченной аудиторией, состоящей из промышленников, закрывать прекрасные формы и цвета, делая невозможной для других людей какую-либо причастность к этим вещам?» Провал идеалов фирмы заключался в том, что мебель ручной работы, которую они производили, могли позволить себе только состоятельные люди.

До сих пор, думая об Уильяме Моррисе, я чувствую, как же сильно он, вероятно, был несчастен в то время, в которое ему довелось жить, - но он наверняка был доволен своими достижениями.

Ар-нуво

Движение «Искусства и ремесла» постепенно распространилось во всем мире и позднее развилось в стиль, известный сейчас как ар-нуво. Это название произошло от названия галереи Ар-Нуво, открытой в Париже в 1895 году Самюэлем Бингом, отделкой которой занимался Франк Брангвин. Там выставлялись рабош Л. К. Тиффани, Генри ванн Вельде, Уолтера Крейиа, Обри Бердслея и многих других. На Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году выставлялись работы компании «Тиффани и Ко», и в том же году Фрэнк Ллойд Райт основывает собственную архитектурную фирму В Америке. Возвращаясь к Англии, в новом журнале «Студии» печатались работы множества художников и дизайнеров, в том числе Ч.Ф.А. Войси и Франка Брангвина.

Идеальное общество будущего

В своем произведении «Вести из ниоткуда», опубликованном в 1891 году, Уильям Моррис описывает идеальное общество будущего после воображаемой мировой войны в 1952 голу. Главный герой повествования засыпает в викторианской Англии и просыпается в мире, где гармонично сосуществуют ручное и машинное производство. Кто-то, кого он встречает, объясняет ему новую систему:

- Изделия, которые мы производим, изготавливаются потому, что в них нуждаются;

- Люди делают вещи для нужд своих соседей так, как если бы они делали их для себя, а не для неопределенного рынка, о котором они ничего не знают и никак не могут на него повлиять... так как у нас нет необходимости производить огромное количество ненужных вещей, у нас достаточно времени и сил, чтобы получать удовольствие в процессе их изготовления. Вся работа, которая не доставляет удовольствия, выполняется на совершенных машинах; а работа, приносящая радость, выполняется вручную, безучастия машин.

К счастью, машин для вышивки по канве не существует, так что мы можем получить столько удовольствия, сколько захотим. Надеюсь, что вышивание этих узоров принесет вам столько же радости, сколько получила я, когда искала их для вас.

© www.owoman.ru






 

Все права защищены © Женский журнал «Opulent Woman», 2006-2017.