Owoman.ru

Как научиться определять лекарственные растения?

Лечение с помощью лекарственных растений начинается задолго до того, как мы выпиваем первый глоток целебного травяного чая. Оно начинается даже до того, как мы завариваем этот чай. Лечение травами начинается с нашего решения собрать необходимые нам лекарственные растения- Оно вдохновляет нас и инициирует процесс исцеления. Когда мы выходим «в поле», под открытое небо, наше сознание открывается, и мы можем найти нужное нам растение. Сбор лекарственных растений увлекательное занятие, сравнимое с охотой. Природа требует, чтобы мы прислушивались к ней, если хотим добиться успеха. Мы должны научиться понимать скрытые знаки, исследовать экосистемы, углубляться в незнакомые места, дышать полной грудью и раскрепощать сознание и дух.

Сбор лекарственных растений позволяет нам войти в тесный контакт с природными циклами, что невозможно сделать, когда мы просто покупаем готовые травы и корешки. Кроме того, если вы следуете простым правилам, собранные вами растения будут значительно лучше по качеству в сравнении с теми, что вы сможете купить, - подобно тому, как выращенный на грядке и сорванный своими руками томат не сравнится с тем же овощем, импортированным из дальних стран и приобретенным в местном супермаркете.

Как научиться определять растения

Вы помните телевизионную игру «Угадай мелодию»? «Я могу назвать эту мелодию с четырех нот!» А сможете ли вы? И не ошибиться? Сомневаюсь. Во всяком случае, едва ли вы сможете узнать все мелодии. И конечно, никому - ни участникам программы, ни ведущему, ни зрителям - не проигрывается вся песенка, а воспроизводятся только несколько первых нот.

Многие из нас подобным же образом подходят к определению растений в полевых условиях, с тем лишь отличием, что здесь мы играем в игру «Угадай растение». Мы повсюду таскаем с собой наши каталоги - определители растений, пытаясь распознать как можно больше видов. Но едва ли нам это помогает. Мы ищем специалиста, способного вывести нас в полевую экспедицию и помочь нам определить как можно больше видов растений. Этот подход также не дает желаемого результата. И что же нам делать?

Позвольте мне рассказать вам историю. Однажды летом близ нашего дома появилось так много осиных гнезд, что почти каждый день от укусов этих насекомых страдал кто-нибудь из семьи. Моя шестилетняя дочь Эмили взяла на себя «обязанность» срывать лист подорожника и прикладывать к укусу, ослабляя тем самым боль, которую испытывал пострадавший. Она очень серьезно к этому относилась и никому не позволяла делать это вместо себя. Эмили разжевывала лист подорожника, а после наносила кашицу на укушенное место. Особенно ей нравилось лечить своих маленьких братьев-двойняшек, которые благодарно улыбались ей сквозь слезы.

Затем найдите растение, похожее на то, которое вы только что зарисовали. Сделайте зарисовку также с него. Эти растения могут принадлежать к одному виду, но иметь индивидуальные отличия, которые станут для вас очевидны в процессе рисования.

Периодически возвращайтесь к этим растениям, чтобы понаблюдать, как они изменяются в течение вегетационного периода. Отмечайте, как формируются семена, наблюдайте за тем, какие насекомые опыляют растения, кто на них живет, кто ими питается, как выглядит растение в сумерках, на рассвете, после дождя, после засухи. Наблюдайте.

Вместе с тем во время ваших прогулок старайтесь замечать других представителей этого вида растения. Посмотрите, существуют ли отличия между цветочками, растущими в освещенных солнцем местах, и теми, что растут в тени. Возможно, вы станете распознавать и другие, растущие рядом. Зарисуйте также и их. Подпишите картинки, дав растениям свои, «домашние», имена.

Окончательное знакомство с растениями

А теперь попробуйте взглянуть на растение по-иному. Вообразите, как оно выглядит с точки зрения муравья. Или, если это дерево, попробуйте взобраться на него и взглянуть на свое растение сверху вниз. Дайте себе свободу исследовать новое и всесторонне познакомиться с ним, используя для этого, при необходимости, сторона вашего мозга, отвечающая за творчество, интуицию и интуитивную память.

Однажды, когда годовалые двойняшки возились во дворе, одного из них вновь укусила оса. Но на этот раз Эмили не оказалось рядом. И тогда второй братец забрался на участок, заросший подорожником, сорвал лист, разжевал его и наложил кашицу на место укуса. Вскоре укушенный малыш перестал плакать. Ребенок, сорвавший лист подорожника, не знал, как называется это растение. Он не смог бы произнести название, даже если бы знал его. Но ему это было не нужно - он точно знал, как выглядит растение, которое он ищет.

Чтобы изучать свойства растения, прежде нужно познакомиться с ним, научиться определять его среди других видов. Пусть вас не занимает настоящее название растения. Назовите его «трава, на которую я наступила в прошлый вторник» или «корень, похожий на моего двоюродного братца Фрэда» (только не говорите об этом вашему двоюродному брату). Названия растениям даются лишь для того, чтобы иметь возможность указать другому человеку на него или помочь вам запомнить это растение. Название растения ничем не поможет вам в исследовании его свойств. Оно ничему вас не научит.

Упражнение для новичков

Найдите растение, которое вас заинтересует. Внимательно его рассмотрите и зарисуйте. Не расстраивайтесь, если у вас получается не слишком хорошо. Вы не в школе, и оценки вам никто выставлять не будет. Главное - заметить, как изменяется ваше восприятие растения, когда вы его зарисовываете. Теперь вы рассматриваете растение внимательнее, отмечая пространственное расположение его частей и игру света и тени на листьях.