Owoman.ru

Арабские шкиперы, кто они?

Именно от арабских шкиперов Птолемей получил ценную информацию, которая позволила составить первую, пусть и очень приблизительную, но все же карту Восточной Африки. Часть армии Александра Македонского под командованием адмирала Неарха, возвращаясь из индийского похода, погрузилась в городе Патале, что расположен в дельте Инда, на корабли этого типа и отправилась океаном в Персидский залив к устью Евфрата. О македонянах долгое время не было никаких вестей - их уже начали считать погибшими, однако спустя месяцы корабли Неарха встретились у берегов Кармании с сухопутными силами, а затем без происшествий добрались до устьев Тигра и Евфрата. Этот морской переход греков на кораблях индийской постройки с кормчими-индусами оказал влияние на освоение новых морских путей из Индии к берегам Персидского залива (уже позже, после смерти царя в Вавилоне в 323 г. до н.э., его флот, состоявший в том числе из доу в качестве вспомогательных судов, таинственным образом исчез. По мнению некоторых историков, он дошел до Суматры, обогнув Индонезию, и вышел в Тихий океан. Потом достиг берегов Новой Гвинеи, а потом добрался и до Нового Света). В самом деле, конструкция доу вполне позволяет совершить на нем и кругосветное путешествие, хотя судно не может ходить против ветра. Это нередко приводит к кораблекрушениям, причина которых - циклоны.

Арабские шкиперы часто повторяют пословицу: «Нет чертей, кроме тех, которые выдуманы», и все же море ежегодно забирает свою дань - жизни моряков. После того как на доу поставили дизельные моторы, убрали мачты, снабдили их компасами и системой JPS, крушений стало меньше, и все же нрав мыса Гвардафуй на восточной окраине полуострова Сомали - этого «африканского» мыса Горн, ничуть не улучшился. В прошлом на его счету целые флотилии доу, да и сегодня он крайне сложен для навигации. Конечно, в наши дни мощный мотор позволяет «выгрести» против ветра и течений, а в прошлом доу, которое не способно было идти под своими огромными косыми парусами в лавировку против ветра, часто разбивалось о прибрежные скалы, особенно если они оказывались с подветренной стороны.

Нередко доу становятся жертвами столкновения с огромными танкерами и сухогрузами: даже если капитаны и выставляют ходовые огни, что упорно не хотели делать весь XX в., то ночью такую скорлупку с мостика на высоте десятиэтажного дома не разглядишь, а на радаре его не видно... Гибнут они и в открытом море: рации появились совсем недавно, да и радиус действия у них совсем небольшой.