Owoman.ru

Археологическая зона Эпидавра - объект Всемирного наследия

Эпидавр, расположенный в небольшой долине на полуострове Пелопоннес, является одним из самых знаменитых центров поклонения медицине и ее богу Асклепию (у римлян - Эскулапу). В его археологическую зону входят грандиозный театр с прекрасной акустикой - шедевр древнегреческой архитектуры, а также остатки храмов и других зданий, где проводились ритуалы излечения больных, прибывавших сюда со всей Греции.

В доэллинский период на горе Кинортион (над театром выше нынешней территории) находилось святилище какого-то местного божества, которое впоследствии греки стали использовать для поклонения Аполлону. Позже (точно неизвестно когда) здесь стали чтить его сына Асклеиия, бога здоровья и врачевания. Каждые четыре года в честь бога проводились спортивные игры, а с 395 г. до н. э. - драматические и музыкальные состязания. Огромный приток верующих привел в IV - III веках до н. э. к расширению священной зоны. По сведениям из письменных источников, врачи-жрецы уже тогда практиковали психотерапевтическое лечение, активно используя воды термального источника. Помимо этого были найдены многочисленные хирургические инструменты. Кроме того, известно, что проходящим в театре представлениям также приписывалось терапевтическое воздействие. Сам театр Эпидавра признан архитектурным шедевром благодаря совершенству, с которым он, на удивление органично, вписан в местный ландшафт, а также из-за его необыкновенной акустики. Самый красивый и гармоничный среди всех эллинских театров, он состоял из круглой орхестры с алтарем Диониса в центре и, или сценического задника в виде царского дворца с тремя дверями.

Орхестра театра в Эпидавре является единственной во всей Греции, которая не была изменена в последующие времена и сохранила свою круглую форму. Ступени, на которых располагались места для зрителей, были выстроены с учетом природного уклона холма; их высота соответствовала диаметру орхестры и ширине. Проходы между рядами были распределены в соответствии со строгими геометрическими правилами.

Рядом с театром находятся развалины (гостиницы для паломников), построенного в IV-III веках до н. э. Это самое большое сооружение во всей зоне. Оно было квадратным в плане, имело четыре внутренних двора, куда выходили 160 комнат, предназначенных для гостей.

Всего лишь в ста метрах к западу располагались термы с, который в римскую эпоху был переделан в одеон. В центре комплекса находились окруженные портиками самые важные здания, в которые можно было попасть по Виа Сакра (Священной улице).

Заканчивающейся Пропилеями: храм Асклепия (380-375 гг. до н. э.) и круглый толос (380-375 гг. до н. э.) архитектора Поликлета Младшего. Храм Асклепия спроектирован архитектором Феодотом в виде дорического периптера с шестью колоннами на торцевых и одиннадцатью на боковых сторонах. Целла, предваряемая двумя колоннами в антах, была однонефной без.

Толос был великолепно украшен как снаружи, так и внутри. Возможно, в этом храме, опирающемся на фундамент, образованный стенами в виде концентрических кругов, и представляющем собой своего рода лабиринт, жили живые змеи - священные животные бога Асклепия.

В музее можно более подробно ознакомиться с наружной скульптурой. В последнем зале экспонируется макет здания, в который включены оригинальные детали; среди них помимо прочего - антаблемент внутренней коринфской колоннады, украшенной растительными орнаментами, рельефными розетками и головами львов.