Owoman.ru
Отдых: путешествия, хобби, шоппинг, развлечения » Путешествие по Испании » Архитектура Испании в период с Х по ХХ века

Архитектура Испании в период с Х по ХХ века

Смешанные стили: мосарабик имудехар

Поистине творческий подход к архитектуре возник как побочный продукт сосуществования и взаимовлияния различных культур - мусульманской, христианской иудейской. КХ в. мавританское владычество привело к возникновению нового этноса - мосарабов - христиан, которые жили на территориях, находящихся под контролем мусульман, и разговаривали на арабском языке. Когда мосарабские ремесленники переселялись или путешествовали по северу Испании, вместе сними на христианские территории проникали и приемы классического исламского строительства. В результате церковь Сан-Мигель-де-Эскалада (Iglesia de San Miguel de Escalada) 1913 г., расположенная на востоке Леона, копирует мечеть в Кордове с подковообразными арками, поддерживаемыми колоннами с коринфскими капителями, заимствованными у римских сооружений. Многие арки имеют особый декор - альфиз (alfiz) - прямоугольное обрамление верхней части арки, обычно заполненное геометрическим или растительным орнаментом. Эта черта стала характерным признаком мосарабской архитектуры.

Часовня XI в. Эрмита-де-Сан-Бауделио (Ermitade San Baudelio) за Берланга-де-Дуэро (Berlanga de Duero) в провинции Сория своим тесным интерьером напоминает вестготские храмы - нет здесь того ощущения грандиозного пространства, столь характерного для собора. Однако она щедро покрыта фресками с изображениями среднеазиатских верблюдов и слонов, а также сценами охоты, напоминающими изображения в старых сирийских зданиях Омейядов (большинство фресок с тех пор переместили в музеи). В связи с тем что данные мосарабские сооружения размывают границы религий, можно считать их истоком первого поистине испанского архитектурного стиля, возникшего после распространения исламской культуры.

Позже, с началом Реконкисты, призванной отвоевать земли, занятые мавританскими королевствами, возник другой стирающий границы народ - мудехары, то есть мусульмане, которые жили в христианском окружении Испании того времени. Мастера-мудехары, часто лишенные многих прав, со своей стороны предлагали дешевый труд и при этом большой талант. Фанатичный характер католической кампании создал ощущение, что Испания возвращалась к своей христианской природе, однако архитектура стиля мудехар этого периода рассказывает другую историю. От феномена сосуществования (convivencia) едва ли можно было избавиться.

Стиль мудехар, по свидетельствам XII в., замечателен применением недорогих материалов: прошло время щедрых государственных вознаграждений, а строительный материал от римских сооружений уже израсходовали. Вместо этого кирпич, плитка и гипс использовались вкупе с поразительным умением вызывать в воображении ощущение роскоши, о чем свидетельствуют образцы, которые сохранились в Арагоне и Кастилии. Город Теруэль в особенности изобилует замысловатыми кирпичными башнями, украшенными глазурованньгми плитками.

Еще одна ключевая черта стиля мудехар - экстравагантно украшенные деревянные потолки артесонадо (artesonado). Они могут быть в виде цилиндрических сводов, но наиболее распространенный тип - плоский деревянный потолок с пересекающимися балками, между которыми размещаются цветные деревянные панели с геометрическими орнаментами.

1400-1600 гг. Платереско

Вершина испанского ренессансного искусства, воплощенного в великолепных, богато украшенных рельефных фасадах.

1650-1750 гг. Чурригереско

В буквальном смысле причудливый изгиб - испанского барокко, поскольку наряду с обильным применением золота последним писком моды в данный период стали спиралевидные колонны.

1888-1911 гг. Модерн

Ярчайший испанский вариант арнуво прокатился по всей Барселоне, и город изменился до неузнаваемости.

В Альгамбре потолки, монтированные уже католическими владельцами, возможно, не настолько сложны, как ранние исламские образцы, но их стиль замечательно выдержан, даже учитывая включение в них гербов новых правителей.