Owoman.ru

Архитектура Испании в период с VIII по XV века

Период правления вестготов

Правление вестготов продолжалось около трех столетий в период между падением Римской империи и расцветом исламской, начавшимся в 711 г. Архитектурное наследие также мало, практически ничего не сохранилось. В период мусульманского господства многие вестготские храмы были заброшены, а во время Реконкисты большую их часть и вовсе уничтожили с целью возведения на тех же местах более грандиозных сооружений.

Но судя по тому, что сохранилось, можно говорить об удивительно привлекательном стиле. Сооружения более скромные, чем у римлян, возводились из гладкого, обработанного камня и украшались рельефами с растительными мотивами и крестами, напоминающими византийский стиль. Другая отличительная черта рассматриваемого периода - тип арки с несколько искривленными сторонами, создающими форму, похожую на подкову. В дальнейшем такую арку станут связывать с чисто мавританскими сооружениями, поскольку сирийские архитекторы создали схожую арочную форму.

Согласно общему мнению, самый древний храм эпохи вестготов в Испании - базилика Сан-Хуан (Basilica de San Juan) в Баньос-де-Серрато (Banos de Cerrato) в провинции Паленсия. Он сооружен в 661 г. и посвящен королю Реккесвинту (Recceswinth). Храм отличается подковообразным входным проемом и фризами с переплетенными кругами. Часовня Санта-Мария-де-Лара (Ermita de Santa Maria de Lara) в Кинтанилья-де-лас-Виньяс (Quintanilla de las Vinas) в провинции Бургос, - по всей видимости, последняя постройка, возведенная вестготами (приблизительно 700 г.). Хотя сохранилась только треть здания, снаружи по остаткам фундамента можно увидеть множество небольших дополнительных комнат, а это еще одна характерная черта вестготской архитектуры.

Знакомство с исламом

Спустя 70 лет после первого вторжения мусульман в Испанию Кордова становится новой столицей западной части империи. В 784 г. сирийские архитекторы принимаются за возведение грандиозной мечети, призванной вызывать в воображении четкий и детальный образ их родины. Такие элементы, как, например, изящные подковообразные арки или изысканная декоративная плитка с растительными мотивами, повторяют мечеть Омейядов (Umayyad) в Дамаске (Damascus). Но даже во время возведения в Испании этого сооружения мусульманская архитектура уже имела синтетический характер: отличительная черта мечети (свыше 500 колонн, которые теснятся в интерьере) имеет своим истоком еще римские и вестготские памятники.

В последующие столетия мавританская архитектура объединила различные тенденции всей исламской империи. Искусно вырезанные архитектурные детали в технике стукко были популярны в Ираке в IX в., а мукарнасы (muqarnas), или сотовые своды, пришли из Египта в X в. Минареты квадратной формы, например Гиральда (Giralda) в Севилье (сейчас церковная башня), стали популярными с нашествием альмохадов из Марокко во II в.

Больше всего следов исламской эпохи осталось в Андалусии, хотя поистине великолепное исключение - дворец Альхаферия (Aljaferia) в Сарагосе. Возможно, самое прекрасное творение, - сердце архитектурно-паркового ансамбля Альгамбры в Гранаде - комплекс дворцов династии Насридов (Palacios Nazaries). В XIII-XV вв. архитекторы достигли новых высот в изысканности возводимых сооружений, изучал соотношение между внутренним и внешним, светом и тенью, разреженностью декоративных элементов и замысловатым украшением. Однако новые сооружения обнаружили фактическое отсутствие перспективы в стилистическом развитии. Избегая новаторства, архитекторы Альгамбры совершенствовали проверенные формы, будто пытаясь остановить время и прекратить крушение мавританского могущества, которое в то время неуклонно ослабевало на всей территории полуострова.