Owoman.ru

Архитектура Литвы в советское время

Главным светским зданием Вильнюса этого периода является обсерватория Вильнюсского университета. К постройкам религиозного назначения более позднего времени относятся церковь Голгофы и реконструированная доминиканская церковь Святого Духа, интерьер которых оформлен в основном в стиле рококо. К значительным церковным строениям эпохи позднего барокко в других местах Литвы относятся церковь Бернардина Фриари (Bernardine Friary), являющаяся сегодня собором в Тельшяс, и церковь в Жемайчю Кальвария, которая ознаменовала начало эпохи неоклассицизма. Реконструированное здание ратуши в Каунасе с высокой башней является ярким образцом светской архитектуры того времени.

Неоклассицизм во всей своей полноте пришел в Литву довольно рано и был привнесен сюда из революционной Франции. Наиболее выдающимся литовским мастером, работающим в этом стиле, был Лауринас Гуцявичюс (Laurynas Guccvicius) (1753-1798), который учился в Париже, Вильнюсе и Риме. За свою недолгую жизнь он успел радикально реконструировать Вильнюсский собор и спроектировал роскошное здание новой ратуши в столице. Неоклассицизм продолжат процветать в Вильнюсе почти до конца XIX в. - времени, когда ведущим архитектором был Кароль Подчашинский (Karol Podczaszynski) (1790-1860). Его самой интересной работой является здание Протестантской церкви.

Многие замки в стиле неоклассицизма в сельской местности Литвы были построены в царский период по заказу аристократии и землевладельцев. В конце XIX в. вкусы местной знати отличались эклектичностью, что отразилось в архитектуре, вобравшей в себя разнообразие стилей. По всей стране в это время строились православные церкви, отчасти для российских иммигрантов, а частично с целью переманить литовиев-католиков в православие, что не увенчалось успехом. Все они были построены в очень традиционной манере, и среди них нет никаких особенно выдающихся творений.

В течение двух десятилетий перед началом Первой мировой войны, отмеченных ростом национального самосознания литовцев, во многих городах страны, включая Аникщяй (AnykSciai), Салантай (Salantai) и Палангу (Palanga). Начали строиться кирпичные церкви в неоготическом стиле, однако нельзя сказать, что они имеют много общего с их средневековыми предшественницами, по подобию которых они. возможно, строились. В этот же период появились церкви в стиле необарокко, которые были более удачными копиями ранних церковных строений, выполненных в стиле барокко.

После обретения Литвой независимости в 1918 г. были предприняты попытки создать собственный, отличный от других, национальный архитектурный стиль. Это было особенно характерно для «временной» столицы Литвы - Каунаса, где было начато осуществление многих значительных архитектурных проектов. Поскольку новое государство испытывало недостаток в финансовых ресурсах, авторы этих проектов делали упор на функциональность зданий, но они также стремились придать им формы, радующие глаз. Главным архитектором этого периода был Миколас Сон-гайла (Mykolas Songaila) (1874-1941), возглавлявший факультет архитектуры в Каунасском университете, который на высоком эстетическом уровне спроектировал несколько зданий банков в разных городах Литвы.

В советский период главной задачей властей было строительство жилых домов блочного типа, поэтому вокруг всех литовских городов выросли районы многоэтажных построек. Но в стране не так много огромных общественных зданий сталинской эпохи, которые возводились в большом количестве во многих других местах советского государства. Единственным значительным архитектурным проектом этого периода было восстановление разрушенного островного замка в Тракае, что вызывает удивление национальное и историческое значение этого памятника совершенно противоречило господствовавшей тогда идеологии. После обретения Литвой независимости восстановление и обустройство старых зданий стаю более приоритетной задачей, чем строительство новых объектов.