Owoman.ru

Архитектура монастыря Студеница

Монастырь Студеница является шедевром архитектурного стиля, известного под названием «рашской школы», который оформился в конце XII века и был распространен до середины XIV века. Сочетание византийского и западного влияний, лежащих в основе этого удивительного стиля, наглядно проявилось в церкви Богородицы, для возведения которой Стефан Неманя привлек строителей и скульпторов с побережья Адриатики, а его старший сын, князь Вукан, который довел работы до завершения в 1208-1209 гг., пригласил из Греции лучших византийских живописцев того времени. В результате появилось здание с одним нефом, перекрытым цилиндрическим сводом, с куполом в центре, отделанное снаружи беломраморной резьбой.

В интерьере еще можно увидеть фрески, заказанные Вуканом Неманичем, стиль которых непосредственно связан с византийским искусством, но добавляет к нему интересные новации. Среди них, например, ярко выраженная тенденция к абстрактности и спиритуализации, которая проявляется в строгих лицах персонажей и простоте линий. В 1217 г. папа Гонорий III пожаловал великом} жупану Стефану Немане титул Первовенчанного, с которым он вошел в историю, и этот королевский титул окончательно узаконил независимость Сербии.

В 1230 г. сын Стефана Первовенчанного Радослав пристроил к церкви монументальный; еще один из его сыновей построил церковь св. Николая, которая первоначально была украшена фресками, сегодня, к сожалению, по большей части утраченными.

Королевские живописцы

В 1313-1314 гг. король Милутин - один из самых выдающихся в династии Неманичей - построил третью церковь, посвященную св. Иоакиму и св. Анне, которая сегодня известна как Королевская церковь. Михаил и Евтихий - два живописца, расписавшие здание фресками, - считаются главными представителями первого стиля Сербии и Македонии.

В этот период монастырь уже был обширным комплексом, окруженным стенами с башнями. Трапезная, украшенная мраморными плитами, относится к XIII веку, то есть ко времени св. Саввы. Были обнаружены также остатки конака (дома, где жили монахи) XIII-XIV веков и церквей св. Иоанна, св. Георгия и св. Димитрия. Монастырский комплекс, кроме того, включает в себя несколько небольших церквей и скитов, построенных за пределами стен в XIII-XVI веках.

После прекращения династии Неманичей и завоевания Сербского королевства турками-оттоманами, которое произошло в 1389 г. после десятилетия борьбы, Студеница и ее монастырь в значительной мере утратили свое влияние. Но они продолжали оставаться самым важным культурным и духовным центром страны и внесли свой вклад в поддержание идеи национальной независимости, которая привела к освобождению Сербии от турецкого владычества в XIX веке.