Owoman.ru

Ассизи - древнее святилище и средневековый город

Большая часть строений сложена из известняка, и это придает Ассизи архитектурное единообразие. Ренессансная крепость Рокка Мадлсоре возвышается над центром города. Средневековая история Ассизи отмечена жизнью и деяниями св. Франциска (1181 или 1182 - 1226), который родился в этом городе, в 1209 г. создал орден братьев-миноритов, а в 1228 г. был канонизирован. Одна из его современниц, увлеченная проповедью Франциска, основала в 1212 г. в абсолютной бедности маленькую обитель Сан-Дамиано - первоначальное ядро монашеского ордена, названного по ее имени орденом св. Клары, или орденом кларисс (он же второй орден францисканцев). После канонизации святого папство и город решили возвести монументальную церковь в честь Франциска, а впоследствии -еще одну, посвященную св. Кларе.

Базилика Сан-Франческо и собор Сан-Руфино Базилика Сан-Франческо является главным религиозным комплексом Ассизи. Ее строительство началось в 1228 г., всего через два года после смерти святого, для почитания и сохранения его мощей. Здание, в котором традиционные элементы сочетаются с другими, свободно трактующими новый готический язык, состоит из двух друг над другом однонефных залов, имеющих сводчатые перекрытия и завершающихся просторным трансептом и одной апсидой.

Нижняя церковь, завершенная после окончания боковых капелл, имеет низкие крестовые своды нервюрами, профиль которых лишь слегка приподнят. Своды опираются на приземистые массивные столбы. Верхняя церковь, напротив, высокая, наполненная воздухом, светлая; остроконечные своды ее пролетов устремлены вверх и опираются на элегантные тонкие пучки колонн, примыкающих к стене. Особый интерес представляет живописное оформление базилики, в котором приняли участие все крупнейшие итальянские художники, работавшие с конца ХII-го по XIV век. Благодаря их труду, а также богатому опыту и живому обмену мнениями, базилика в Ассизи предоставляет исключительную возможность проследить процесс обновления итальянской живописи той эпохи. Работа над декором в обоих залах уже началась, когда в Ассизи приехал Чимабуэ (1277), который работал в трансептах верхней и нижней базилик. Фрески второго и третьего ярусов в верхнем нефе выполнялись римскими мастерами и помощниками Чимабуэ, среди которых был и молодой Джотто. Ему доверили серьезное задание - создать фрески нижнего яруса, повествующие о жизни св. Франциска. Работа велась в 1296-1300 гг. и была доведена до конца его помощниками и сотрудниками, в число которых входил Мастер св. Цецилии. В нижней базилике трудились сиенские мастера Симоне Мартини и Пьетро Лоренцетти вместе со многими другими художниками, которые в разной степени внесли свой вклад в украшение святилища.

Собор Сан-Руфино возвышается на останках римского амфитеатра на восточной стороне города. Первая церковь была построена здесь в VIII веке и реконструирована епископом Угоне в 1028 г. В 1140 г. Джованни да Губбио продолжил возведение храма, пристроив западный фасад - шедевр романской архитектуры. В 1571 г. Полностью реставрировал весь интерьер в очень простом ренессансном стиле.