Owoman.ru

Бернардинские церкви в Вильнюсе

На восточной окраине Старого города, в самой дальней части парка Серейкишкес (SercikiSkes), который простирается на юг от холма Гедиминаса, находится Бернардинский мужской монастырь. Составляя одно из ответвлений францисканского ордена, бернардинцы (Bernardines) пришли в Вильнюс в 1469 г. Сначала они построили деретЯ вянную церковь на участке, который предоставил им Великий князь Литовский Казимир, но она сгорела во время пожара.

В начале XVI в. при поддержке семьи Ралзивиллы на ее месте была построена кирпичная церковь Святых Франциска (Francis) и Бернарлнпа (Bernardino). Необычно большая по стандартам средневековой ЛитвыД она была выполнена в стиле классической церкви (зал с нефом, прохода-Я ми и алтарем) с роскошными элементами поздней готической архитектуры. После очередного пожара и разрушений во время военных действиЯИ церковь была восстановлена в стиле эпохи Ренессанса. К фасадной часпШ были пристроены башни-близнецы, хотя прежняя башня, находившаяся на юго-западной стороне церкви, была восстановлена в се первоначальном готическом стиле. Часовня Трех королей в стиле барокко, которая используется для проведения службы в будние дни, появилась здесь в 1632 г. Среди наиболее значительных погребальных памятников, расположенных в нефе - памятник Станисловасу Ралвиле (Stanislovas Radvila), выполненный Вильгельмом ван лен Блоком (Willcm van den Block) - известным скульптором эпохи Ренессанса из Данцига (ныне Гданьск). В советское время церковь пришла в запущенное состояние. Позднее ее вернули францисканцам. В течение нескольких последних лет велись разговоры о необходимости долгосрочной программы по ее капитальному восстановлению.

Гораздо меньшая по размерам и значительно лучше сохранившаяся церковь Святой Анны (открыта для посетителей: с мая по сентябрь - вторник-воскресенье 10:00-18:00. а также в часы службы), расположенная напротив Бернардинской церкви, несомненно, является самым известным памятником архитектуры в Литве. Здесь часто можно услышать историю о том. как Наполеон, очарованный ее красотой, высказы-ВМ желание перенести эту церковь на своей ладони в Париж. Она уже долго служит неистощимым источником вдохновения для местных живописцев и фотографов. При строительстве его неотразимого, симметричного готического фасада, высота которого вдвое больше его ширины, использовалось не менее 33 различных вилов кирпичей. Ее художественное оформление представляет собой смелое сочетание экстравагантных арок, узких углубленных окон, стройных башенок, восьмиугольных башен и покрытых черепицей шпилей. В освещении лучей заходящего солнца она приобретает поистине неотразимый, сверкающий вид.

При всей своей известности, эта церковь хранит некоторые тайны. Например, до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, какое отношение она имела к мужскому монастырю. Кроме того, точно не установлено, когда и кем она была построена. Согласно одной из версий, она была построена немецкими мастерами в самом конце XV в. Другие полагают, что ее спроектировал Бенедикт Рейт (Benedict Rejl), который, как точно установлено, был архитектором некоторых чудесных зданий Праги. Однако многие утверждают, что, по крайней мере, фасад церкви был возведен не ранее середины XVI в. и является работой местных мастеров.

Прямо через улицу находится бывшая церковь Святого Михаила, построенная в период 1594-1625 гг. по распоряжению Леонаса Сапеги (Leonas Sapieha) - канцлера Великого Княжества Литовского. Сначала она служила обителью бернарлинских монахинь, а также местом захоронения членов аристократической семьи Сапеги (также известной как Сапьегос (Sapiegos)). Являясь единственно уцелевшим в городе значительным сооружением эпохи Возрождения, эта церковь отличается сложным фасадом с массивным центральным фронтоном, башнями-близнецами и пилястрами с капителями, стилизованными под листья руты - национального цветка Литвы. В начале XVIII в. вокруг церкви была возведена стена, образовавшая внутренний двор, где проводились процессии.

Вход в комплекс в настоящее время находится в башне, выполненной в стиле барокко, которая одновременно служит и колокольней, и ворогами. Интерьер церкви, богато украшенный лепниной и гипсовыми скульптурами, сильно пострадал в советское время, но здесь сохранилось несколько памятников Сапеги. Самый примечательный из них - 10-метровый памятник из красного мрамора, установленный в честь основателя здания и его двух жен. Кроме этого, заслуживает внимания памятник Станисловасу Сапеге (Stanislovas Sapieha), который расположен над дверным проемом, ведущим в ризнииу. В течение более трех десятилетий в 1 церкви располагался уже не существующий сегодня Музей литовской архитектуры. Это здание вместе со смежными постройками монастыря в настоящее время восстанавливается и готовится к открытию в нем, предположительно в 2009 г., нового музея - церковных древностей. Здесь также будут разм еще ны шедевры из сокровищницы Вильнюсского собоpa, и другие артефакты.