Owoman.ru

Болгария под турецким правлением

Возвышение османских турок

В начале XIV в. Анатолия представляла собой лоскутное одеяло, состоящее из турецких родовых государств, самым успешным из которых были турки-османцы. Постепенно подчиняя себе византийские земли, к 1354 г. они обеспечили себе плацдарм в Европе. Действенная легкая конница османцев вскоре вторглась и в Болгарское царство.

Вместо того чтобы полностью завоевать страну, турки сделали болгарских царей своими вассалами. Попытки царя Ивана Шишмана сбросить вассальное ярмо вызвали жестокий ответ. В 1393 г. султан Баязид разорил Велико-Тырного, убил Ивана Шишмана и практически стер Болгарию с карты. В 1396 г. венгерский король Сигизмунд повел крестовый поход против османцев. Он рассчитывал освободить Болгарию, но был разгромлен Баязидом в Никополе. Еще один крестовый поход, возглавленный польским королем Владиславом Ягайло, встретил ту же участь в 1444 г. в Варне. Девятью годами позже пал Константинополь, последний оплот Византийской империи, и османцы получили власть над всеми Балканами.

Мечеть Томбул и минарет в Шумене

Болгария под турецким правлением

Поначалу османцы прибегли к жестоким мерам, чтобы упрочить свою власть над Болгарией. Знать посадили в тюрьмы или казнили, а их близких переселили или угнали в рабство. Православной церкви позволили продолжать деятельность, но по установленным турками законам мусульманам отдавалось главенство над христианами.

Убранство церкви Рождества Христова с фресками XVII в., Арбанасси

При османцах такие города, как София, Пловдив, Шумен и Варна, превратились в основные центры торговли и управления, строенные прекрасными мечетями, срытыми базарами, фонтанами для питья и престижными торговыми зданиями. Это были в высшей степени многонациональные города: их населяли болгарские ремесленники, греческие торговцы, купцы в Армении и Дубровника, а также чиновники со всех концов Османской империи.

Часть болгарских сообществ перешла в ислам - возможно, чтобы сохранить свое общественное положение. Привлекательным для потенциальных новообращенных делали ислам турецкие дервиши, которые предлагали приемлемый вариант мусульманской веры. Тех, кто принял ислам, соотечественники называли помаками (помощниками). Их потомки до сих пор живут на юге страны. Османское чиновничество практически целиком состояло из рабов. Как правило, их набирали по системе девширме: посланцы султана проезжали по христианским деревням, забирая из них установленное количество мальчиков в возрасте от 1 до 14 лет. Затем их насильно обращали в ислам и обучали в специальных школах, а затем досылали в армию или на государственную службу. Самые талантливые получали престижные должности. Главным визирем (первым министром) султана зачастую становился мальчик девширме. Какой бы жестокой ни казалась система девширме, она пользовалась широкой популярностью среди христианских крестьян, поскольку давала отпрыскам шанс занять иначе не достижимое общественное положение.

Болгарская знать по большей части разбежалась, хотя нескольким богатым землевладельцам, которые сотрудничали с властями, удалось сохранить свое богатство. Также процветали и жители высокогорных деревень, таких как Котел, Елена и Копривштица. Турки пообещали им значительные привилегии в обмен на то, что те будут защищать горные перевалы от разбойников и снабжать турецкую армию овцами и шерстью.

К концу XVIII в. центральная власть Османской империи начала слабеть. Балканский регион наводнили разбойники, (кырджали), которые и безнаказанно грабили зажиточных крестьян и монастыри.

Своим бездействием власти, казалось, поощряют бандитов, из-за чего отношения между христианами-болгарами и мусульманами-правителями резко ухудшились.

Долгие изматывающие войны с Австрией и Россией также ослабили Османскую империю. Образованные болгары начали рассматривать русских, которые следовали той же православной вере и говорили на том же славянском языке, как потенциальных освободителей от Османского владычества. Это совпало с всплеском интереса к болгарской истории и культуре. В 1762 г. монах Паисий Хилендарский дописал свою Славяно-болгарскую историю, благодаря которой болгары увидели, какой великой была их страна до пришествия османцев. Власти запретили печатать труд Паисия, но он ходил по рукам в рукописной форме и сыграл главную роль в пробуждении у болгар патриотизма.

Украшенная ниша в мечети Байракли, Самоков

Убранство мечети Абу-Бакир в Ямболе