Owoman.ru

Бухара - политический и торговый центр

В 1848 г. в Бухаре насчитывалось не менее тридцати восьми караван-сараев, шесть оживленных торговых рядов с портиками, семнадцать общественных бань и сорок пять базаров.

Бурная культурная жизнь превратила город в крупнейший на Ближнем Востоке центр исламской теологии с двумястами мечетями и более чем сотней медресе, в которых в начале XVTII века обучались около 2000 студентов.

Ценнейшее свидетельство о Бухаре принадлежит перу польского писателя Яна Потоцкого (1761-1815), неутомимого путешественника и знаменитого эрудита. В своем «Путешествии по Астраханским и Кавказским степям» он приводит целую серию любопытных сведений о бухарском дворе и первых дипломатических отношениях с правительством Российской Империи: «Бухара задает тон всему Туркестану. Бухарский хан время от времени пребывает и в Самарканде. Хан прислал недавно в одного посла и одного слона. Мне сообщили, что их очень много у него в услужении, и с ними он создал небольшое артиллерийское формирование. Ему удается, кроме того, мудро поддерживать свою мощь с помощью некоторой доли теократии, всегда вещая во имя Корана. Хан - узбек, потомок Тамерлана».

Богатство узбекской культуры Городская застройка исторического центра позволяет, как по книге, изучать значительную часть истории Бухары. Большинство строений относится к периоду конца XV - начала XVII века. Существуют, однако, памятники более древних эпох, среди которых нужно упомянуть блистательный мавзолей Измаила времен владычества Саманидов, напоминающий храм огня в фор четырехсторонней монументальной арки на перекрестке дорог. Огромное впечатление производит кирпичная кладка, использованная в качестве декора в виде причудливых геометрических узоров. Минарет, мечеть - и мавзолей века признаны шедеврами кирпичного декора.

В Бухаре почти не осталось следов больших зданий, построенных представителями династии Тамерланидов. Редким примером является медресе Улугбека. Зато памятники Айюбидского периода наиболее распространены и, несомненно, обладают огромной важностью. Самые известные из них - ансамбль Пои-Калон, состоящий из минарета Калон, мечети Калом и медресе Мир-и-Араб; ансамбль Ляби-хауз, включающий медресе XVI века Кукельдаш и медресе XVII века Нодир-Диван-Беги; ансамбль Ходжа-Гаукуиіан - на месте бывшей торговой площади. В чисчо довольно представительных зданий это го исторического периода входят также монументальные медресе, расположенные на пересечении главных улиц Так-и-Саррафон, или «Торговый купол», Так-и-Тельпак Фурушон, или «Купол шляпников», Тим-Бацазан и Тим Абдулла-хан.

Анархия, царившая в Бухаре в XVII веке, не препятствовала строительству внушительных зданий. К ним относятся, например, чудесная мечеть Боло-хауз и большая мечеть Магоки-Курс, а также медресе Абдулазиз-хана, построенное в 1652 г. Обилие архитектурных памятников древности вынудило правительство издать в 1920 г. декрет, охраняющий исторический центр Бухары, а в 1983 г. был основан Национальный историко-музейный заповедник.

Бухара, как и Самарканд, относится к числу наиболее сохранившихся исторических городов Узбекистана. Оба центра имеют принципиальные отличия, которые объясняются разницей в их исторической судьбе. К сожалению, всевозможные драматические перипетии лишили Самарканд его монументальности, а в Бухаре она сохранилась и определяет весь архитектурный облик города.