Owoman.ru

Церковь святых Петра и Павла в предместьях Вильнюса

Церковь святых Петра и Павла, расположенная на окраине района Антакалнис (Antakalnis) к востоку от Парка Холмов, в месте, огороженном деревьями, была заложена в 1668 г. 1 Миколасом Казимирасом Пацасом (Mykolas Kazimieras Pacas), Великим гетманом Литвы и губернатором Вильнюса, и предоставлена в полное распоряжение латеранской конгрегации. Создание проекта церкви было поручено польскому архитектору Яну Заору (Jan Zaor), следившему за строительными работами в течение нескольких лет, после чего на его место пришел Джамбатиста Фредиани (Giambatista Frediani). Последний одновременно работал над грандиозным проектом Пажайлисского (Pazaislis) монастыря в окрестностях Каунаса. Главной особенностью внешнего вида церкви является приземистый фасад с башнями-близнецами и большой центральный купол.

В 1675 г., когда строительство здания было завершено, местным скульпторам было поручено сделать статуи для фасада. Пацасы были не удовлетворены результатами, и поэтому пригласили двух мастеров из Северной Италии - Пьетро Перетти (Pietro Peretti), или Перти (Perti), и Джованни Мария Галли (Giovanni Maria Galli), на которых возлагалась ответственность за художественное оформление интерьера. В период 1677-1685 гг. этот итальянский дуэт создал великолепный интерьер, богатый и разнообразный. Кроме того, они реконструировали само здание, которое было довольно приятного, но весьма заурядного вида, превратив его в шедевр высокого барокко. С тех пор оно является венцом лучших творений всего культурного наследия Литвы.

В церкви более 2 тыс. статуарных и барельефных изображений людей, каждое из которых имеет свои отличительные особенности, но все они вместе образуют единый ансамбль. Интерьер церкви также украшают резные изображения растений (включая те, которые точно отображают местные виды), цветов, деревьев, мифологических персонажей и просто декоративные элементы. Иконографическая часть очень сложная и во многом символическая. Например, во многих сценах сражения Пацас выступает в статусе самого выдающегося солдата Литвы. Здесь же присутствует геральдическая лилия, которая была эмблемой его семьи, а также облики нескольких святых, изображенных с намеком на особую близость с этой семейной династией.

По обе стороны нефа вместо проходов есть две часовни. Те, что расположены на северной стороне, посвящены святым Королевам и святому Августину; на южной стороне находятся часовни, посвященные воинам-мученикам, святой Урсуле (Ursula) и девам-мученицам. В последней из названных часовен рядом с виртуозно выполненным деревом пальмы, которое выделяется даже на фоне всего окружающего его великолепия, находится статуя святой Марии Магдалины. Чтобы оценить художественное оформление церкви в полной мере, необходимо побывать там в солнечный день, когда лучи света, проникающие через окна в куполе, великолепно освещают этот прекрасный интерьер.

Среди наиболее известных предметов обстановки церкви - кафедра проповедника и центральная люстра. Оба объекта имеют форму ладьи. У алтаря находится еще одна любопытная статуя - человеческая скульптура, выполненная в испанской манере, которая была сделана в Риме в конце XVII в. Большая картина - «Прощание святых Петра и Павла», написанная Францишеком Смуглевичем, висит на том месте, где первоначально находился незаконченный главный алтарь.