Owoman.ru

Деревянная церковь в Урнесе - объект Всемирного наследия

Одним из наиболее характерных явлений норвежской средневековой архитектуры считаются ставкирки, то есть деревянные церкви, построенные в большом количестве после обращения страны в христианство в XI веке. К сожалению, из многочисленных церквей, разбросанных по всей Норвегии (их насчитывается до 1300), до нас дошло только около тридцати. Одной из наиболее значительных является церковь в Урнесе.

Обращение скандинавских народов в христианство происходило достаточно поздно и не без трудностей. В первых десятилетиях IX века монах Ансгарий из монастыря Корби начал христианизацию Швеции и Дании, стремясь смягчить лсестокость ужасных викингов - северных пиратов-язычников, наводивших страх на всю христианскую Европу. Ансгарий, которому удалось основать несколько христианских общин в Дании, был хорошо принят в торговом городе Бирка, где построил первую церковь на скандинавской территории. Когда спустя столетие шведы снова вернулись к язычеству, возникла необходимость в еще одном этапе христианизации. Более или менее в этот же период христианство делало первые шаги в Норвегии. Но настоящее, массовое крещение населения произошло благодаря Олафу Святому, королю, который, взойдя на трон в 1016 г., распространил свою власть на всю страну и завершил христианизацию.

С тех пор по всей территории стали появляться во все возрастающем количестве ставкирки - деревянные церкви, которые должны были отвечать новым религиозным потребностям населения.

Урнес I и II

Выходящая фасадом на западное побережье Норвегии, Урнеса является одной из первых деревянных церквей страны, хотя и была существенно перестроена в XII веке. Самая древняя часть, основание которой относится примерно к 1060 г., была восстановлена после раскопок, проведенных в 1956-1957 гг. под церковью более позднего периода. Это очень простое здание с одним нефом и одним, вероятно, построенное в духе современных ему английских и ирландских церквей.

К 1125 г. это строение было заменено другим (Урнес II), более сложным, с планировкой и тремя нефами, разделенными шестнадцатью колоннами с кубическими резными капителями. Эта структура воспроизводит устройство романских каменных церквей, поэтому в нее были добавлены такие избыточные с конструктивной точки зрения элементы, как арки, делающие колонны более высокими.

Самый характерный элемент ансамбля - это скульптурный декор, в частности резьба, украшающая шестнадцать капителей, в особенности тех, которые находятся перед входом и фасадом первой церкви (XI век), использованных для украшения северной стены церкви Урнес II. Своеобразие этой резьбы дало имя последнему из больших декоративных стилей, которые эксперты выделяют в северном искусстве, - урнесский стиль. Он был распространен с XI-го до середины XII века, и для него характерны стилизованные изображения животных с длинными лапами и шеями и влияния стилистических форм средневекового ирландского искусства.