Owoman.ru

Доиспанский город Теотиуакан - объект Всемирного наследия

Около пятидесяти лет назад археологи начали использовать термин «Центральная Америка» для обозначения доиспанской культурной зоны, простиравшейся между пустынями Северной Мексики и Гондураса. Несмотря на то, что они так и не стали единым государством, разные племена, обитавшие здесь, обладали целой серией общих культурных особенностей, таких как строительство пирамид, ритуальная игра в, календарь и иероглифическая письменность, унаследованные от, самой древней цивилизации этого региона.

В течении первого тысячелетия нашей эры культурное влияние параллельно с улучшением сельскохозяйственных технологий привело к возникновению в разных зонах Центральной Америки группы теократических государств, управляемых классом жрецов, которые обладали полной властью над своим народом.

В конце тысячелетия упадок теократии вместе с приходом с севера воинственных народов языковой группы привел к формированию новых государств, управляемых военной аристократией. Так произошло на восточном побережье и в Юкатане, среди горных массивов юга и прежде всего в Мексиканской долине. Именно здесь, в городе Теотиуакан, расцвела самая влиятельная теократия; тут лежат истоки империи ацтеков - последнего великого царства Центральной Америки.

Где рождаются боги

Внушительные руины Теотиуакана занимают площадь в 36 квадратных километров, из которых 10% составляют руины ритуального центра, а всю остальную часть занимают жилые кварталы, где, согласно расчетам, жили около 100 ООО человек. Так как Теотиуакан расположен на расстоянии всего 48 километров от города Мехико, его нельзя назвать забытым или заброшенным местом, хотя его история почти вся состоит из тайн. Неизвестно ни его первоначальное название, ни кто были его жители.

Ацтеки узнали его, когда город уже представлял собой руины, и назвали Теотиуакан, что на языке означает «место, где рождаются боги»; они посвятили его главные храмы Солнцу и Луне.

В начале XX века в Теотиуакане появился Леопольд Батрес, военный офицер на пенсии, который, благодаря дружбе с президентом Диасом Порфирием, смог получить пост инспектора и хранителя археологических памятников Мексики, не имея никого понятия о данном предмете. В 1905-1910 гг. Батрес осуществил серию раскопок, амбициозных и непрофессиональных. Он мечтал превратить Теотиуакан в большой национальный памятник - центр проведения пышных празднеств в честь первого столетия независимости государства. Результатом его так называемой деятельности стала разрушительная, если не сказать гибельная, реставрация. Дошло до того, что к пирамиде Солнца была добавлена пятая терраса, которой никогда не было. Более бережные, строго научные раскопки начались только в 1962 г. под надзором национального института антропологии и истории.

Археологов прежде всего интересовали самые значительные и яркие памятники ритуального центра, и до сих пор ими не были приняты во внимание прилегающие зоны, которые также могли содержать ценные сведения о жизни древних обитателей Теотиуакана.