Owoman.ru

Дворец Потала и Храм Джоканг как священные места

Лхаса, Тибет

Стоящий на вершине холма Марпо Ри, возвышающегося над долиной Лхасы, дворец Поталы достигает в высоту 170 м и является самым большим монументальным сооружением в Тибете. Древние легенды рассказывают о священной пещере, которая считалась местом обитания Бодхисаттвы Ченце-рига (Авалокитешвары или Гуань Юнь), которую затем уже в VII в. использовал для медитаций царь Сонгцен Гампо. В 637 г. Гампо, который считается эманацией Авалокитешвары, построил на холме дворец. Это здание простояло вплоть до XVII столетия, когда стало фундаментом нового дворца, который дошел до нашего времени. Начиная с XI в., дворец называли Потала. Это название происходит от горы Потала - мифологической вершины, места обитания бодхисаттвы Авалокитешвары в Южной Индии.

Потала - огромное здание, внутренняя площадь которого превышает 130 тыс. км2. Выполняя несколько функций, Потала являлся резиденцией Далай-ламы и его большой свиты до тех пор, пока тот не бежал из Тибета в 1959 г., был резиденцией тибетского правительства и университетом для обучения монахов. Кроме того, поскольку здесь находились могилы прежних Далай-лам, дворец был одним из главных мест паломничества тибетцев. Внутри Поталы находятся две небольшие часовни: Пхакпа Лхакханг и Чоги-аль Друбпхук. Эти часовни, возведенные в VII в., являются самыми старыми и самыми почитаемыми сохранившимися частями здания. Самая почитаемая статуя Поталы, Ария Локешвара, расположена в Пхакпа Лхакханг и привлекает тысячи тибетских паломников ежедневно.

Храм Джоканг

Лхаса, Тибет

До появления буддизма там, где расположены храм Джоканг и дворец Потала, были святые места местной религии бон. Они оба связаны с царем Сонгценом Гампо. Когда в 641 г. жена Гампо, китайская принцесса Вэнь Чен, приехала в Лхасу, она привезла с собой две статуи: Акшобхья Ваджра, изображающую Будду в возрасте 8 лет, и Джово Шакьямуни, изображающую Будду в возрасте 12 лет. В священном месте бон был построен храм Рамоче, куда поместили статую Джово Шакьямуни.

Второй храм Раса Трулнанг Тцуглаг Кханг был построен для статуи Акшобхья Ваджра. Место расположения этого храма посреди озера Вотханг было определено с помощью геомантического предсказания, однако к вечеру все, что сделали строители за день, мистическим образом исчезало, и каждое утро им приходилось начинать сначала. Предсказатели сообщили царю, что Тибет находится на спине спящего женского демона, который препятствует введению буддизма и может быть укрощен только при помощи 12 храмов в особых геомантических местах. По приказу царя Гампо эти храмы были построены, что можно истолковать как захват буддизмом языческих мест силы, и только затем завершено строительство храма Раса, где была установлена статуя Акшобхья Ваджра. Этот храм, называемый Обителью Тайн, был возведен над сердцем демона и считался входом в преисподнюю.

В 649 г. статуи поменяли местами, и храм Раса был переименован в Джоканг, святыню Джово. Так как на данный момент храм не принадлежит ни одному из направлений тибетского буддизма, он привлекает приверженцев всех сект, а также последователей бон. Начиная с VII в. Джоканг пережил многочисленные перестройки. Находящаяся в святыне Джово статуя Лхакханг Джово Шакьямуни, или Исполняющее желания сокровище, сделана из благородных металлов и украшена драгоценными камнями.

В Лхасе есть три паломнических пути: Лингкхор, который включает священный район города; Баркхор - посещение храма Джоканг и Нангкхор - ритуальный проход внутри Джоканга.

Во дворце Потала, располагающемся на высоте 3658 м над уровнем моря, более тысячи помещений. Дворец был лишь слегка поврежден во время тибетского восстания против китайской оккупации в 1959 г. В результате все молельни и тысячи их реликвий хорошо сохранились. Сегодня, благодаря китайскому правительству, он функционирует как музей

На крыше храма Джоканг находится золотое Колесо Дхармы с двумя ланями по бокам, которные символизируют первую проповедь Будды в Сарнате, Индия. На заднем плане виден дворец Потала

Ступа Сваямбунат Катманду, Непал

Золотая ступа Сваямбунат, расположенная на вершине покрытого лесом холма, является самой древней и загадочной святыней долины Катманду. Исторические источники свидетельствуют, что ступа была важным местом буддистского паломничества уже в V в. н. э. Ее происхождение, однако, относят к гораздо более раннему времени, задолго до появления в долине буддизма. Среди почитателей Сваямбунат - индуисты, буддисты ваджраяна Северного Непала и Тибета, а также буддисты невари Центрального и Южного Непала. Каждое утро перед восходом Солнца сотни паломников взбираются по 365 ступенькам, ведущим на холм, и начинают обходить ступу. На каждой из четырех сторон ступы нарисована пара больших глаз. Эти глаза символизируют всевидящее око Бога. Между глазами нет носа, но есть подобие непальской цифры «один», означающей, что единственный путь к просветлению лежит через путь буддизма. Над каждой парой глаз нарисован еще один, третий, символизирующий чакру аджну. Здесь нет изображения ушей, так как считается, что Будда не слушает возносимые ему молитвы. На самой вершине холма Сваямбунат находится еще один замечательный храм, хотя и меньший по размеру, и реже посещаемый. Это Шантипур, «Дворец Мира», внутри которого согласно легенде в секретной и всегда закрытой комнате живет тантрический мастер VII в. Шантикар Ачария. Практикуя различные техники медитации, которые сохраняют ему жизнь на протяжении веков, он стал великим колдуном, который имеет полную власть над погодой. Ступу Сваямбунат также называют храмом обезьян из-за сотен животных, которые резвятся здесь в ночное время, после того, как его покидают паломники.

Паломники взбираются по лестнице к ступе Сваямбунат в Катманду, Непал. Ступу также называют храмом обезьян; на снимке видны несколько обезьян, сидящих на статуе желтого Будды у основания лестницы