Owoman.ru

Храм Та Прохм как священное место

Ангкор, Камбоджа

В отличие от других храмов Ангкора, Та Прохм оставлен таким, каким был найден - его решили сохранить в неприкосновенности как пример того, что может сделать тропический лес с архитектурным памятником, оставленным без присмотра. Стены, крыша, комнаты и внутренний дворик Та Прохма были законсервированны, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение, а внутренние помещения расчищены. Но сам храм был оставлен в мертвой хватке деревьев. Извивающиеся корни, за столетия проложившие себе дорогу в камне - и на буддийском храме, когда-то до отказа заполненном людьми, выросли огромные деревья. Построенный царем Джаяварманом VII в конце XII в. как часть грандиозной перестройки Ангкора, Та Прохм ориентирован относительно других храмов комплекса так же, как звезда Этамин относительно других звезд в созвездии Дракона. Также при Джаявармане был возведен храм Байон, сочетающий в себе черты буддистского и индуистского архитектурных стилей.

В результате пятисотлетнего кхмерского правления город Ангкор-Ват стал важнейшим местом паломничества в Юго-Восточной Азии. После прихода тайцев в 1432 г. Ангкор был покинут и забыт на несколько веков. Странствующие буддийские монахи, пробираясь сквозь непроходимые джунгли, время от времени случайно обнаруживали приводящие в трепет руины. Понимая святость этих построек, но не имея информации об их происхождении, монахи придумывали рассказы о мистических святынях, которые, по их словам, были построены богами в глубокой древности. За столетия эти рассказы превратились в легенды, и паломники из самых отдаленных уголков Азии пускались на поиски таинственного города богов. Несколько предприимчивых европейских путешественников узнали об этих руинах, и истории о странном городе, затерянном среди джунглей, стали очень популярны среди антикваров и ценителей древностей. Большинство считало эти истории простыми легендами до тех пор, пока в 1860 г. французский исследователь Анри Муо не нашел Ангкор-Ват. Французы были очарованы древним городом и в начале XX в. разработали помпезный проект его реконструкции. Работы здесь продолжаются до сих пор, перерыв был сделан только на время правления Пол Пота и последующей борьбы с красными кхмерами.

Ортодоксальные археологи рассматривают комплекс храмов Ангкор как гробницы правителей, страдавших манией величия, действительно, кхмерские цари строили храмы для поклонения как богам, так и их собственным изваяниям. Но все же храмы были скорее местом поклонения Богу, чем живым и мертвым правителям. Богато украшенные и точно ориентированные по звездам храмы Ангкор-Вата являлись огромными трехмерными моделями мироздания, которые должны были помочь верующим реализовать в себе божественное начало.

Царь Джайяварман VII так определил цели возведения храмов Ангкора: «Будучи преисполненным глубокого сострадания ко всему хорошему в мире, я хочу даровать людям божественную амброзию, дабы обеспечить им бессмертие. Возможно, так я смогу спасти всех тех, кто борется в океане существования».

Цепкая хватка джунглей - огромные корни дерева баниан сжали стены храма Та Прохма

Каменные головы Бодхисаттвы Авалокитешвары украшают каменные стены Байон, главного храма, построенного в Ангкоре царем Джаяварманом VII