Owoman.ru

История Испании в период правления альмохадов

Кордовский эмират и Халифат

Первоначально Аль-Андалус являлся частью арабского государства Халифат, столицей которого в то время был Дамаск. В 750 г. дамасская династия Омейядов была свергнута конкурирующим кланом Аббасидов, после чего столица Халифата была перенесена в Багдад. Однако выживший представитель Омейядов отправился в Испанию и в 756 г. обосновался в Кордове, назначив себя независимым эмиром Аль-Андалуса Абдар-Рахманом (Abderraman I). Именно он начал строительство в Кордове одного из самых потрясающих исламских сооружений во всем мире - Соборной мечети (Mezquita-catedral). Большая часть Аль-Андалуса на протяжении долгих лет была под властью Кордовского эмирата. В 929 г. правитель Абдар-Рахман 3 (Abderraman III) присвоил себе титул халифа - так возник Кордовский шифат (929-1031 гг.), в период существования которого Аль-Андалус до вершины своей мощи и славы. Кордова в данный период являлась самым большим и наиболее привлекательным городом Западной Европы. Активное развитие получили такие науки, как астрономия, медицина, математика и ботаника, в Кордове была открыта одна из самых больших мусульманских библиотек. Позже, в X в., грозный правитель Кордовы Аль-Мансур (Almanzor) я 20 лет совершил более 50 набегов на христианские государства севера полуострова. По его приказу в 997 г. был разрушен кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании, двери и колокола которого подневольные христиане должны были перенести в Кордову для того,чтобы включить в грандиозное сооружение мечети. Однако после смерти Аль-Манеура Халифат потерпел крах в гражданской войне, историю правления Омейядов, и в 1031 г. окончательно распался на десяток небольших королевств taifas.

Альморавиды и альмохады

Политическое единство было восстановлено в Аль-Андалусе с вторжением в 1091 г. сурового религиозного мусульманского братства кочевников из Сахары - альморавидов. Они захватили Северную Африку и первоначально были привлечены на Пиренейский полуостров для поддержки Севильи - одного из самых сильных королевств таифас - в борьбе против нарастающей угрозы со стороны христиан, идущей с севера. Позже, через 60 лет после свержения альморавидов в Марокко, на полуостров вторглась берберская секта альмохадов. Обе секты сражались с христианами, которых встретили в Испании.

В период правления альмохадов Севилья переживала культурный расцвет, а великий кордовский философ Аверроэс (Averroes) (1126-1198), написавший комментарии к творениям Аристотеля и пытавшийся примирить науку и религию, оказал значительное влияние на развитие средневековой христианской мысли.

Последний оплот: Гранада

Власть альмохадов потерпела неудачу как из-за внутренних противоречий, так и в связи с явным преимуществом христианских военных сил. В 1248 г. христиане отвоевали Севилью, что сократило территорию мусульманского правления на Пиренейском полуострове до Гранадского эмирата, занимавшего половину современной Андалусии. При династии Насридов (Nasrid), правительственной резиденцией которой был пышный дворцовый комплекс Альгамбра, Гранада пережила последний в истории мусульманской Испании бурный расцвет культуры, что особенно ярко проявилось в XIV в. в период правления Юсуфа I (Yusuf I) и Мухаммада V (Muhammad V), которые внесли вклад в развитие поражающего богатством архитектурно-паркового ансамбля Альгамбры.