Owoman.ru
ГЛАВНАЯ | МОДА | КРАСОТА | РУКОДЕЛИЕ | СЕМЬЯ | КУЛИНАРИЯ | ОТДЫХ | ЗДОРОВЬЕ | КАРЬЕРА | СОННИК | ЭЗОТЕРИКА | ГОРОСКОПЫ | ИМЕНА

Королевский портал в Шартрском соборе

Целый ряд обстоятельств обусловил с самого начала планировку собора. По мере возможности архитекторы стремились соблюсти традиционное устройство апсиды, используя довольно архаичную систему с тремя полукруглыми капеллами. Кроме того, необходимость включить существовавший ранее фасад с тремя порталами делала обязательной модель. В результате устройство нефа и хора оказалось различным: хор выделяется своей обширной конструкцией и двойным, а трансепт помогает уравновесить его с нефом.

В начале XVI века фасад утратил пинакль одной из своих башен; его заменили между 1507 и 1513 гг. грациозным каменным шпилем работы Жана де Боса, явно контрастирующим с почти романской простотой ансамбля. За исключением этого отклонения фасад является ключевым памятником для понимания истоков готической архитектуры и, в частности, скульптуры, особенно после изменений, внесенных в ее непосредственный прообраз - аббатство Сен-Дени. Ему было дано имя Королевского портала, поскольку персонажи, украшающие косяки трех порталов, изображены в коронах, и, хотя не представляется возможным определить их личности, предполагают, что речь идет о библейских царях и царицах.

Боковые стороны собора, соответствующие крыльям трансепта, были построены немногим позже 1220 г. и тоже имеют богатый пластический декор в более развитом стиле с непринужденными и гибкими фигурами. Северный портал посвящен Мадонне и персонажам Ветхого Завета.

На южной стороне, над которой главенствует великолепная фигура Христа, изображенного в величественной позе, представлены в основном фигуры отцов Церкви.

Освещенное пространство

Во время обеих мировых войн витражи собора из предосторожности снимали и прятали в надежном месте. Такая предусмотрительность позволила почти полностью сохранить оригинальные произведения, являющиеся удивительным свидетельством зарождения утонченного искусства витражей. Новая система опор, применявшаяся в готическом стиле, дала возможность расширить площадь витражей, отобрав у живописи ее ведущую роль и предложив интерьерам храмов невиданное до той поры освещение.

В Шартре основная часть витражей, площадь которых превышает 2000 квадратных метров, по времени относится к двум эпохам строительства собора. Три витража Королевского портала середины XII века выделяются своими теплыми и глубокими красками. Они украшены изображениями Древа Иессеева, торжества Мадонны и эпизодами из жизни Иисуса Христа. К этой же эпохе относится великолепная «Маэста», известная под названием «Богоматерь прекрасного окна».

Витражи XIII века гораздо более многочисленны и демонстрируют огромное цветовое разнообразие. Они покрывают практически всю длину нефа, апсиду и боковые фасады, где особенно выделяются чудесные розы с изображением Иисуса Христа во Славе и Мадонны.






 

Все права защищены © Женский журнал «Opulent Woman», 2006-2017.