Owoman.ru

Кусайр-Амра - объект Всемирного наследия

До появления религиозного запрета на изображение человека в исламском искусстве был краткий период, когда, за неимением собственной художественной традиции, широко использовались эллинистические, римские и византийские изобразительные формы. К той эпохе относятся некоторые постройки в сирийско-иорданских пустынях, принадлежавшие халифам. Синкретизм художественных форм и первые взлеты искусства, еще находившегося в стадии формирования, особенно заметны в скульптурах и в росписях замка.

Династия Баиу V майя, иначе называемая Омейядами, правила молодой исламской империей в 658-750 гг., в эпоху, когда ислам активно распространялся от Индии до Пиренеи. После падения Омейядов от рук Аббасидов «замки в пустыне» были заброшены и превратились в убежища для кочевых племен, которые время от времени выламывали мраморные блоки и продавали их на рынке в Дамаске. Никто на Западе не подозревал о существовании этих построек вплоть до 1898 г., когда молодой ученый Алоис Муз иль прибыл в этот регион, считавшийся очень опасным из-за постоянных стычек между племенами, и достиг Кусайр-Амры. Наградой Музилю явилась целая череда необыкновенных открытий, показавших всему миру до того неведомое искусство эпохи Омейядов.

Ностальгия или защита?

Начиная с Валида I, царствовавшего в 705-715 гг., халифы часто проживали не в столице империи Дамаске, а в так называемых «замках в пустыне»: крепостях, высившихся в негостеприимных местах, где их изысканная роскошь резко контрастировала с окружающим пейзажем.

Люди с богатым воображением, в частности поэты прошлых эпох, видели причину этого необычного

«уединения» Омейядов в аута - «жажде верблюжьего молока», то есть в ностальгии по кочевой жизни бедуинов. На самом деле это не так, поскольку достоверно известно, что Омейяды происходили из аристократического сословия Мекки. Сегодня ученые едины во мнении, что главная функция «замков в пустыне» - обеспечение защиты правителю и его семье, более надежной в изолированном месте, чем в большом городе. «Замки» также способствовали воплощению грандиозного замысла колонизации степных районов к юго-востоку от Дамаска, ради которой создавались искусственные оазисы и сельскохозяйственные зоны, снабженные удобными системами сбора воды. К тому же надо было сдерживать активное продвижение кочевых племен в арабской пустыне и следить за состоянием древних караванных путей.

Неподалеку от одного из таких путей, в 85 километрах к востоку от Аммана, возвышается замок Кусайр-Амра, от которого в наши дни сохранилось только то, что когда-то, возможно, являлось главным зданием всего комплекса. Это каменный дворец, перекрытый цилиндрическими сводами и разделенный на две части, которым соответствовали помещения дворца и терм, выстроенных по классическим римским канонам. Парадная дверь ведет в просторный зал, предназначавшийся для аудиенций. Он разделен двумя продольными арками на три нефа. Из него можно попасть в два небольших боковых помещения в глубине. Их древний пол в наше время полностью разрушен. Полы были мозаичными в двух маленьких помещениях и мраморными в главном зале. Слева от зала приемов располагались термы.