Owoman.ru
ГЛАВНАЯ | МОДА | КРАСОТА | РУКОДЕЛИЕ | СЕМЬЯ | КУЛИНАРИЯ | ОТДЫХ | ЗДОРОВЬЕ | КАРЬЕРА | СОННИК | ЭЗОТЕРИКА | ГОРОСКОПЫ | ИМЕНА

Литва в период язычества

Язычество. До 1387 г. Литва была языческой страной. Литовцы поклонялись многим богам, главным из которых был Диевас, выступавший в роли отца богов, подобно Зевсу или Юпитеру, который пребывал на небесах и управлял всей Вселенной. Следующим в порядке по нисходящей был Перкунас (Pcrkunas) - бог грома, молнии и воздуха, родственный богу Тору в норвежской и англосаксонской мифологии. Этот бог, согласно литовским мифам, обитал на вершине высокой горы, передвигался по воздуху в колеснице и был старшим сыном Диеваса. Его заклятый враг - Велняс (Vfelnias), известный также под именем Пикуолис (Pikuolis), правил подземным миром и был богом магии. Среди других божеств мужского пола встречаются такие имена, как Бангпутис (Bangputys) (бог моря), Жемепатис (Zcmepatis) (бог земли и покровитель фермеров и домашних животных), Димстипатис (Dimsiipatis) (хранитель дома) и Патримпас (Patrimpas) (бог растений и плодов). Среди женских божеств самой значительной была Лайма (Laima) - крылатая богиня судьбы, от которой зависело будущее благосостояние человека и которая могла сделать его несчастным с рождения. К женским божествам литовской мифологии относятся также Земина (Zemyna) (мать-земля), Велиона (Vtliona) (хранительница душ мертвых). Габия (Gabija) (воплощение огненной стихии). Мильда (Milda) (олицетворение любви), Аушрине (Ausrine) (утренняя звезда) и Вакарине (fckarine) (вечерняя звезда).

Языческие святилища у литовцев назывались алкас (alkas), которые обычно сооружались на возвышенности недатеко от реки или источника. Жрецы - кривис (krivis) - совершали ритуалы под открытым небом, в тени деревьев, как правило, вековых дубов. Хотя нет никаких свидетельств, указывающих на то, что язычники поклонялись самим деревьям, последние были для них священными объектами, поскольку, как они верили, в них обитали боги. На самом деле язычники почитали всю природу, включая животных, среди которых наибольшим почтением пользовались ужи - залтис (zaltys), считавшиеся особыми существами. Алтарями для язычников служили большие камни, сами же святилища имели весьма примитивную форму и обычно представляли собой круглое или овальное в основании сооружение, внутри которого находились изваяния, изображающие божества, и священный огонь, который постоянно горел и поддерживался жрицами-девственницами, называвшимися вай-дилутес (vaidilutes). Язычники регулярно приносили жертвы богам. Человеческие жертвоприношения практиковались очень долго и имели место даже на последней стадии язычества. Однако в конце языческой эпохи вместо людей в жертву стали приносить имитирующие человека восковые фигуры.

Тем не менее в литовском язычестве человеческая жизнь не считалась чем-то неприкосновенным. Самоубийство или даже массовое самоубийство рассматривалось как благородный поступок. Такая смерть была для язычников гораздо более предпочтительной, чем смерть от руки врага. Тела самоубийц и тех, кто по какой-либо другой причине преждевременно ушел из жизни, оставляли на земле для «доживания» отпущенного им срока, предсказанного при рождении.

Язычники свято верили в загробную жизнь, поэтому умерших хоронили вместе с пищей, напитками и домашней утварью. Умершим правителям устраивали пышные похороны. В 1382 г., всего за пять лет до принятия страной христианства, свергнутый Великий князь Литовский Кестуис был похоронен вместе со своими лошадьми, соколами и собаками. Язычники верили в то, что душа покойного поднимается к небесам через гору Перкунаса, а легкость пути, который она проходила, направляясь к своей конечной инстанции, зависела только от того, насколько праведным был покойный при жизни. Грешники после смерти попадали в подземный мир, где им назначалась соответствующая форма вечного наказания за преступления, совершенные ими.

Язычество продолжало существовать в Литве и после принятия христианства. В современной истории оно получило название Ромува (Romuva). В определенные периоды наблюдались признаки его возрождения, например, после образования Литовской Республики в период между мировыми войнами, а также после распада Советского Союза и обретения Литвой независимости. Язычество в его нынешней форме выражается главным образом в почитании природы; его также характеризует терпимое отношение неоязычников к другим религиям.






 

Все права защищены © Женский журнал «Opulent Woman», 2006-2017.