Owoman.ru

Литва в период раннего средневековья

В конце I тысячелетия на землях, занятых балтами, из племен начали выделяться и формироваться различные локальные группы. На литовских землях в прошлом жили несколько различных племен. Первоначально этноним «литовцы» относился только к тем из них, которые жили на юго-востоке. Впоследствии они образовали союз с соседними племенами, так называемыми аукштайтами («горцы»), занимавшими северные и частично западные территории. Еще западнее жили самогиты (или «жители долины»). Куроны (или курши) обитали вдоль побережья, главным образом, на территории, которая сегодня является Латвией; семиголы (или земиголы) обитали на землях восточнее и севернее территории самогитов. На окраинах региона обитали два племени, о которых известно очень мало селы жили на северо-востоке, а склавины - в долине возле реки Неман. Территория, которая включает юго-запад Литвы и северо-восток Польши, была родиной яцвинги (или йотвинги), пруссы же были самыми западными балтами, которые обитали на землях между двумя большими реками - Неманом и Вислой.

Балты сохраняли племенную структуру еще в течение нескольких веков после того, как другие народы, жившие к западу и северу от мест их обитания, уже сформировались в народности. Большая часть балтов жила за счет присваивающего хозяйства (охота, рыболовство). Прошло много времени прежде, чем они стали настоящими крестьянами и начали жить в деревнях, объединявших несколько хозяйств. Они выращивали хлебные злаки и овощи, используя одно и то же поле для посевов в течение двух-трех лет, разводили крупный рогатый скот и лошадей, ловили рыбу в реках, озерах и море, а также имели большой опыт в использовании лесных ресурсов. Крестьяне платили дань деньгами и продуктами местной военной знати (представители которой впоследствии стали называться боярами).

Когда население остальной Европы уже исповедовало христианство в той или иной его форме, балты еще были язычниками. В 997 г. чешский миссионер епископом Адатьберт (St Adalbert) предпринял первую попытку обращения балтов в христианство. Однако вся его свита была перебита пруссами в наказание за то, что они спали в священной роще язычников. Название «Литва» впервые упоминается в Квеллинбургских Анналах (Qucdlinburg Annals) 1009 г., где рассказывается о христианской миссии священников, возглавляемой Бонифацием (St Boniface). Эта попытка обращения местных язычников в христианство также закончилась мученической смертью всех участников миссии.

Нападения на балтов из Скандинавии, которые начались в IX в.. стали более частыми в период XI-XII вв. Предлогом для подобных вторжений служило стремление скандинавов обратить батов язычников в христиан. Эта политика была поддержана и продолжена немцами, которые основали множество торговых пунктов на побережье Балтийского моря. В 1201 г. в Риге была установлена епархия, а уже в следующем голу в Ливонии был основан воинствующий орден так называемых Братьев рыцарской службы Христу. Обычно их называют Братьями Меча (или меченосцами) из-за эмблемы на белых туниках. Целью военных походов ордена было насильственное распространение Евангелия. Эта организация была малочисленной и имела плохую репутацию даже в церковных кругах, поскольку на ее счету было немало бесчеловечных деяний. Меченосцы неоднократно отказывались подчиняться своему собственному епископу и игнорировали папских посланников. Тем не менее братство быстро подчинило себе большую часть латышских и эстонских племен.

В 1225 г. польский герцог Мазовии (Mazovia) Конрад (Conrad) пригласил к себе другую группу немецких воинов-монахов - рыцарей Тевтонского ордена (известных также как крестоносны, или рыцари креста, из-за черного креста, который украшает их белые туники), чтобы подчинить западных балтов, которые часто вторгались в его герцогство. В качестве платы он предоставил им графство Хелмно (Chehnno) на реке Висла, а также разрешил занять любую территорию, отвоеванную ими у язычников. В отличие от ливонских рыцарей, репутация рыцарей Тевтонского ордена первоначально была незапятнанной. Основанный в Палестине в 1190 г. как сообщество госпитальеров; этот орден был известен своей сильной военной мощью и строгой монашеской дисциплиной. Рыцари с большим энтузиазмом приступили с выполнению новой задачи, первоначально выступив против пруссов и яивингов.