Owoman.ru

Мачу Пикчу и гора Аусангате как священные места

Перу

Руины города Мачу Пикчу, который был открыт в 1911 г. профессором Иельского университета Хирамом Бингхемом, представляют собой одно из красивейших и древнейших мест мира. Инки построили этот город в начале XV в., однако само место Мачу Пикчу (Старая Вершина, на языке кечуа) почиталось священным задолго до этого. Как бы то ни было, инки превратили это плато в маленький, но необыкновенный город. Невидимый снизу Мачу Пикчу использовался инками как тайный церемониальный город. Строения, возведенные из серого гранита, добытого прямо на месте, поражают как с архитектурной, так и с эстетической точки зрения. Вес многих каменных блоков превышает 50 тонн, однако они подогнаны друг к другу так точно, что между ними невозможно просунуть лезвие ножа. Мачу Пикчу был астрономической обсерваторией, некоторые каменные строения отмечали точные даты ключевых периодов в солнечном и лунном циклах. Одно из удивительных астрономических наблюдательных устройств называется камень Интиуатана («Место соединения Солнца»). Шаманские легенды говорят, что когда чувствительный человек прикасается лбом к этому камню, Интиуатана позволяет ему заглянуть в мир духов. Если в каком-либо храме инков камень Интиуатана разбивался, считалось, что боги-хранители этого места умерли или покинули его. Испанские конкистадоры так и не нашли Мачу Пикчу, поэтому камень Интиуатана и духи, живущие в нем, остаются на своем месте. Святилище на вершине горы было покинуто примерно через 40 лет после того, как в 1534 г. испанцы захватили Куско.

Камень Интиуатана в Мачу Пикчу предназначен для «ловли» Солнца во время равноденствий. В полдень 21 марта и 21 сентября Солнце стоит почти прямо над камнем, которые в эти дни не отбрасывает тени. Считается, что камень на мгновение приковывает к себе Солнце и наполняется его силой. В такие периоды инки проводили ритуалы, во время которых они «привязывали» Солнце, чтобы оно прекратило свое движение по небу на север

Гора Аусангате, Перу

Высокие горы издавна почитались в Андах, где некоторые вершины и по сей день считаются жилищем богов, правящих погодой и урожаями. Археологические раскопки выявили более пятидесяти церемониальных мест на вершинах гор в Колумбии, Эквадоре, Перу, Боливии и Чили. Несмотря на то, что большинство памятников, найденных в этих местах, относятся к империи инков (XIII-XVI вв.), индейцы обожествляли горы тысячи лет назад. Одним из важнейших богов в Андах был бог погоды, известный как Тунупа у аймаров в Боливии и Ильяпа у инков в Перу. Жители Анд почитали горы как мифическое место, откуда происходили их культуры, где обитали духи их предков, находилось прибежище шаманов и связь между тремя мирами - подземным, земным и небесным.

Две апы, или священные горы, Салкантай и Аусангате возвышаются на юге Перу. Современное поклонение этим горным духам апам указывает на удивительную смесь языческого и христианского влияния, что хорошо видно на примере горного храма на месте проведения праздника Койльюр Рити. Этот храм располагается в 30 км к югу от пика Аусангате на высоте около 6400 м. Церковь стоит там, где согласно легендам доколониальной эпохи местным крестьянам явился горный дух в виде белокожего светловолосого мальчика. Похожие христианские легенды рассказывают о пастухе, встретившем загадочного белого молодого человека, которого посчитали сыном Иисуса. Трансформация местной святыни в католические место поклонения началась в 1783 г., когда духовенство объявило о явлении здесь Господа из Койльюр Рити. Храм Койльюр Рити, к которому ведет длинный подъем, как правило, посещают только паломники.

Служба паломников в маленькой церкви рядом с местом проведения праздника Койльюр Рити. Два дня в году, 21 июня (летнее солнцестояние) и 14 сентября, тысячи паломников приходят сюда, чтобы принять участие в традиционных танцах и церемонии собирания ледяных глыб на близлежащем леднике Колькепунку, которые они уносят в родные деревни. Индейцы верят, что этот священный лед обладает целебными свойствами и приносит удачу