Owoman.ru
ГЛАВНАЯ | МОДА | КРАСОТА | РУКОДЕЛИЕ | СЕМЬЯ | КУЛИНАРИЯ | ОТДЫХ | ЗДОРОВЬЕ | КАРЬЕРА | СОННИК | ЭЗОТЕРИКА | ГОРОСКОПЫ | ИМЕНА

Основание Шартрского собора

От ранней готики к зрелой

Вероятно, уже в IV веке в Шартре существовала церковь в ранге кафедрального собора; ее последовательно сменяли две другие, о которых сохранились только фрагментарные сведения в отдельных документах. Последняя церковь сгорела в сентябре 1020 г. и была воссоздана епископом Фульбертом - одним из мудрейших людей своей эпохи, которому богословская школа Шартра обязана своим непоколебимым авторитетом. Завершенный в 1028 г., этот романский кафедральный собор является самым древним, от которого остались лишь фрагменты, хранящиеся в просторной крипте.

Преемники Фульберта добавили к фасаду три портала, украшенных скульптурами и фланкированных двумя башнями. Работы продлились до 1150 г. и вызвали неожиданный всплеск народного воодушевления. Тысячи людей приняли участие в строительстве. Они впрягались в повозки со строительными материалами и тащили их на стройку.

В 1194 г., когда огонь в очередной раз разрушил романское здание, только эта последняя часть, достроенная позже, осталась невредимой, поэтому было решено сохранить ее и вписать в проект новой постройки.

За время, отделяющее удивительное рождение готики в церкви Сен-Дени от ее расцвета в Шартрском соборе, этот стиль прошел путь постепенного развития через ряд сооружений, относящихся к ранней готике, - в первую очередь кафедральных соборов в Нуайоне, Санлисе, Сансе и Лане.

Архитекторы не ограничивались использованием крестового свода, являющегося главной характеристикой стиля, а предлагали новые, все более смелые решения, касающиеся планировки, устройства несущих стен и системы опор зданий.

Но в 1194 г. эта фаза уже близилась к завершению, а готика стала достаточно зрелой, чтобы перейти к следующему этапу, в котором все эти новшества вписались бы в гармоничный и совершенный ансамбль. Это задача стала разрешимой, и решение было реализовано именно в Шартре.

Новый кафедральный собор строился быстро и к 1220 г. был почти завершен, в том числе и благодаря большому притоку средств. Для их сбора клирики Шартра усилили проповедь чудес Черной Мадонны, и поэтому слава святилища, и без того очень громкая, выросла непомерно, а вместе с ней - число паломников и даров.

К сожалению, имена архитекторов этого новаторского проекта неизвестны. Как и в Амьене и Реймсе, в Шартрском соборе был выложен лабиринт, в котором находилась надпись с их именами. Лабиринт существует до сих пор, но надпись, к сожалению, исчезла, а скопировать ее никто в свое время не удосужился.

Самыми интересными особенностями собора являются устройство его стен, как внутренних, так и наружных, а также постепенное увеличение площади окон, позволяющее улучшить освещение. Снаружи собор поддерживается системой опор. Аркбутаны, передающие боковой распор сводов на контрфорсы, вынесенные за пределы стен, располагаются па двух уровнях, один из которых двухъярусный. Такая система позволяет увеличить высоту сводов, сосредоточив нагрузку в определенных точках, и в то же время снять со стен часть несущих функций, позволив, таким образом, сделать окна больших размеров -обстоятельство, которое, в свою очередь, обусловило сокращение ярусов внутреннего членения стен с четырех до трех. Действительно, первые готические соборы имеют четыре уровня: аркады, отделяющие центральный неф от боковых, над ними, зачем узкий коридор, соединенный с нефом рядом непрерывных арок, и, наконец, окна. Начиная с собора, исчезают, уступая место окнам.






 

Все права защищены © Женский журнал «Opulent Woman», 2006-2017.