Owoman.ru

Особенности литовской архитектуры

Два строения начала XVII в. - церковь Bernardine Friaries в Кретинге (Kretinga) и церковь в Титувенай (Tytuvenai) - созданы в стиле самой архаичной готики, а собор в Шауляе того же времени был возведен уже с использованием элементов стиля барокко. Ранние протестантские церкви с характерной для них простотой в архитектурном решении и оформлении имеют более строгий вид. В Кедайняе сохранилась небольшая лютеранская церковь XVII в. и гораздо более внушительных размеров и более величественная протестантская церковь, архитектура которых более близка к маньеризму. Члены протестантской ветви семьи Радзи-виллы, которая правила в Кедайняе, также построили замок в стиле Ренессанса в другом своем родовом «гнезде», расположенном в Биржай (Birzai). К началу XVII в. относятся и постройки большого внутреннего двора Вильнюсского университета, который является единственно сохранившимся образцом архитектуры времени расцвета маньеризма.

К этому времени архитектурный стиль барокко, который стал особенностью Литвы, твердо утвердился и был, по иронии судьбы, введен католической ветвью семьи Радзивиллы, которые в 1580-х гг. спонсировали постройку иезуитской церкви в Несвижусе (Nesvyzius) (сейчас белорусский город Несвиж - Nesvizh). Она была построена итальянским архитектором Джованни Мария Бернардони (Giovanni Maria Bernardoni) по проекту церкви Иль-Джезу (II Gesu) в Риме. Тот же архитектор, возможно, был автором проекта первого иезуитского монастыря Казимира в Вильнюсе, выполненного в стиле барокко. Он был построен в первом десятилетии XVII в. местным мастером Яном Проковичем (Jan Prochowitz) и отличается от своего римского прототипа наличием башен-близнецов, что было излюбленным приемом литовских архитекторов. Другой итальянец, Константине Тенкалла (Constantino Tencalla) (1590-1646), стал автором проекта двух других значительных архитектурных сооружений, возведенных в столице и выполненных в стиле раннего барокко - кармелитского женского монастыря Святой Терезы (St Teresa) и купольной часовни святого Казимира в Вильнюсском соборе.

Высокий стиль барокко пришел в Литву также из Рима. Это произошло в середине XVII в., сразу после окончания войн, которые вела Литва со Швецией и Россией. Благодаря усилиям семьи Пакасов, или Паков (Pacas, Рас), в это время были построены два грандиозных сооружения - монастырь Камальдоли (Camaldolese) в Пажайслисе (Pazaislis), в предместье Каунаса, и церковь Святых Петра и Паата (SS Peter и Paul) в Вильнюсе. Оба они характеризуются наличием башен-близнецов, массивным центральным куполом церкви, а также полным единством архитектуры и художественного оформления (в первом преобладают фрески, а во втором - лепная скульптура). Этой же семье, кроме того, принадлежал роскошный особняк в самом Вильнюсе. Пьетро Путини (Pietro Putini), один из архитекторов Пажайслиса, спроектировал женский монастырь Трех Ипостасей в Тринаполисе (Trinapolis) - пригороде Вильнюса, который отличается чрезвычайно пышным стилем, введенным в Риме Фран-ческо Борромини (Francesco Borromini). Примерно в то же время семья Sapieha спонсировала строительство другого монастыря того же ордена в пригороде Антакалнис (Antakalnis), который был построен рядом с собственным особняком этого знатного семейства. Еще одним примечательным сооружением, выполненным в стиле высокого барокко, является собор в Варняе.

В XVIII в. стиль барокко, который в это время переживал свою последнюю стадию и отличался особой пышностью форм, оказал оіромное влияние на архитектуру Литвы, куда он пришел скорее из Центральной Европы, чем из Италии. Доминиканский монастырь в Лишкяве (Liskiava) - прекрасный образец начата развития этой тенденции, которая достигла своей кульминации в Вильнюсе в середине столетия. Выдающийся архитектор из Силезии Йоган Кристоф Глаубиц (Jan Krzysztof Glaubitz) (1700-1767) внес основные изменения в архитектуру многих строений, включая церковь Святого Иоанна, бенедиктинский женский монастырь Святой Катерины, монастырь миссионеров, православный монастырь Святого Духа и монастырь Святой Троицы, к которому он добавил великолепные ворота.