Owoman.ru

Особенности национальной одежды в Дубае

Так же как в современной России можно с легкостью узнать в городской толпе по шапке-ушанке иностранца, так в Дубае - коренного жителя по белоснежному одеянию, которое кроме них носить в княжестве никому не дозволено. Никому! Национальная одежда в княжестве одновременно является и деловой. Это - местный «дресс-код» для повседневного ношения в офисе, во время официальных мероприятий, приемов и праздников. Первый, кого видит гость княжества в аэропорту имени шейха Рашида, - это пограничник в длинной белой рубахе до пят. Но это - отнюдь не туристский трюк, когда принято во многих авиакомпаниях сочетать деловые костюмы стюардесс с элементами национальной одежды, а деловой костюм. Рабочая форма.

«Дищцаша» - так называется длинное кипельно-белое мужское одеяние из тонкого хлопка, а в последнее время с немалой примесью азиатской синтетики. Реже ее называют еще словом «гандура». Приверженность национальной одежде, распространенная среди местных жителей, - это не только дань традиции и уважения к предкам, но и пример здравого смысла. В этих краях дишдаш - самая удобная и комфортная одежда. Первым ее удобство оценил британский разведчик Лоуренс Аравийский во время участия в боевых действиях в пустыни.

Кстати, Лоуренс облачился в арабскую одежду не в силу приверженности многих малорослых людей постоянно выступать на публике, одевшись в профессиональные костюмы людей «сильных» профессий, таких как летчики или моряки-подводники. Просто арабы - его братья по оружию - преподнесли чужестранцу свой национальный костюм в знак уважения в нем качеств воина и человека. Без этого жеста со стороны повстанцев такой тонкий знаток нравов аравийского мира, как Лоуренс, вряд ли осмелился бы самостоятельно облачиться в бедуинское мужское платье и прицепить к поясу острый хинджар в дорогих ножнах...

Даже зимний аравийский наряд намного тоньше зимних одеяний магрибинцев - алжирского бурнуса, марокканской джаллабы или тунисской кашабии, сотканных из толстой верблюжьей шерсти.

Традиционная дишдаша не избежала влияния европейской моды: теперь на нее стали иногда пришивать накладной открытый карман на левой стороне груди. Появился на ней и воротник, в том числе и стоячий. Поверх дишдаши в холодное время года (это когда ниже +30 градусов) принято надевать обильно расшитую золотыми нитями черную накидку - бишт. Однако бишт - не каждодневная одежда. Стоит он дорого и носят его как парадный костюм - на праздник, день рождения или свадьбу.

На голове правоверного мусульманина должна быть надета небольшая белая кружевная шапочка - «гафия», или «такыйя». Сверху надевается платок - «гутра». Летом носят белый тонкий платок из хлопка, а зимой - из плотной красно-белой шерстяной ткани. Во время бури в пустыне - самума или просто когда холодно, концами гутры закрывают лицо, оставляя лишь небольшую прорезь для глаз. А когда жарко - наоборот, концы откидывают наверх. По тому, как повязан платок или как он «устроен» на голове, опытный взгляд сразу определит национальную принадлежность его хозяина: это своеобразный заменитель международного паспорта. Например, в Бахрейне платок принято собирать «домиком» на голове, завернув концы в кокетливые кудельки, а строгие гости из Саудовской Аравии, наоборот, платок носят только прямым, закрывая плечи... А вот соседи из Омана и вовсе платку предпочитают тюрбан с вышивкой по краям и скрученный на голове.

Платок на голове удерживается черным двойным шерстным жгутом - он называется «икал». Без него гутра при сильном ветру просто улетит. По преданию, икал - это память о тех временах, когда бедуин привязывал на ночь веревкой своего верблюда, а днем хранил эту столь ценную в пустыне вещь в смотанном виде на голове. В Эмиратах, в отличие от других стран Залива, у местных жителей на икале часто встречаются два тонких шнура, которые свисают на спину. Никакой практической нагрузки шнуры не несут - это просто местная мода!