Owoman.ru
Отдых: путешествия, хобби, шоппинг, развлечения » Путешествие по Испании » Как развивалась архитектура Испании от романского стиля к готике?

Как развивалась архитектура Испании от романского стиля к готике?

Романский стиль охватил средневековую Европу в то время, когда шла борьба против мусульман. Возможно, он прижился в Испании отчасти потому, что был своеобразной антитезой мусульманским художественным традициям. Архитектор и историк искусства Жозеп Пудж-и-Кадафалк (Josep Puig i Cada-falch) утверждал, что каждая деталь романской архитектуры - методичный ответ исламской. Строения становились сдержанными, массивными, ориентированными в большей мере на пропорции классических сооружений. Возводимые примерно с XII в. романские церкви, монастыри, мосты и приюты для паломников в первую очередь, конечно, служили своему предназначению, но в то же время они стали и подтверждением успехов Реконкисты.

От романской архитектуры к готике

Вместо стилизованных подковообразных арок, популярных ранее, в романских сооружениях появились полуциркульные. Церкви отличались полуцилиндрической (или во многих случаях тройной) апсидой, форма которой восходила к архитектуре византийских храмов. Полукруглые арки украшали дверные проемы, окна, клуатры и нефы. Порталы оформлялись несколькими концентрическими арками, которые зачастую становились единственным декоративным элементом всего экстерьера. Позже, в течение XII в., испанцы начали модифицировать эти полукруги, все больше приближаясь к готическому стилю, вводя стрельчатые арки и ребристые своды. Монастырь Ла-Олива (Monasterio de la Oliva) в Наварре одним из первых продемонстрировал подобные введения, а соборы в Авиле, Сигуэнсе. Таррагоне и Туделе (Tudela) воплощают отдельные переходные элементы.

Тем временем в Северной Европе благодаря новомодным аркбутанам стало возможным сооружение соборов с башнями. В Испании эта идея возникла в XIII в., когда строились соборы в Бургосе, Леоне и Толедо. За эталон взяли французские сооружения, но испанцы привнесли в них и другие элементы. Некоторые изменения были едва уловимы, например расположение хора в центре нефа, но одно нововведение очевидно: возвышающееся декорированное ретабло (retablo) - алтарный образ, украсивший новые храмы. Испанские архитекторы периода готики использовали и новый способ перераспределения нагрузки на здание за счет применения нервюрного свода с выраженными ребрами, воспринимающими основные нагрузки.