Owoman.ru

Отношение к морю коренных жителей Эмиратов

В зависимости от размера доу, экипажи насчитывали от 10 до 60 моряков и ныряльщиков. Ходили под косым парусом, а в штиль - па веслах. На доу было три главных человека: «Нукудах» - капитан, «Сииб» - подъемщик, от него зависели жизни ныряльщиков: он вытаскивал их на поверхность. И «Сердал» - штурман, только он мог найти «рабочую площадку» в море и вернуть корабль домой.

С исчезновением жемчужного промысла пропали и доу, а с ними - язык мореходов. Еще совсем недавно в арабском языке было более четырехсот слов «морского жаргона», которые употребляли и понимали только моряки. Эти слова больше не встречаются в повседневной речи.

В наши дни. когда в зимние месяцы рыба близко подходит к берегу, рыболовецкие «Шуи» выходят на лов сардин и хамсы. І Іередко в сети попадаются и акулы. Мясо и плавники молодой акулы сразу идут в котел, но, прежде чем отправить свою добычу на рынок или в рыбный ресторан, по давней традиции, брюхо акулы обязательно вспарывают, чтобы убедиться, что нет в нем иолупереваренных фрагментов человеческих тел.

В теплых водах Эмиратов и Омана в сети нередко попадаются и хищные мурены, мясо которых издревле считалось деликатесом, причем не только в Аравии. Еще в Древнем Риме мурен разводили в специальных бассейнах с морской водой или просто для этой цели отгораживали часть какого-нибудь небольшого морского залива. Во время массовых пиров мурен подавали к столу тысячами. Говорят, что для улучшения вкуса мяса мурен в бассейны бросали провинившихся рабов...

Второй удар по интересу коренных жителей Эмиратов к морю нанесло открытие месторождений нефти. Ходить в море на работу теперь стало и вовсе не нужно. Неожиданно свалившееся богатство привело к тому же, к чему и в России: возникла «автомобильная» культура. Так же как и «новые русские», наследники бедуинов любят скоростные и большие автомобили и моторные яхты. Мощь, комфорт и золото. В Дубае, как и в современной России, моторные лодки пока предпочитают парусным. Достаточно зайти на любую марину, чтобы убедиться в состоянии развития парусного спорта в Дубае: на десятки моторных яхт всего единицы парусных. Девяносто процентов продаваемых лодок - катера. И по очень привлекательным ценам. Высокие доходы и низкая цена на бензин (ниже чем в России) делают такое увлечение вполне доступным.

Многие европейцы, работающие в Дубае по контракту, рассказывают, что за одну прогулку па катере сжигается столько же бензина, сколько тратили в месяц на своей машине, например, во Франции. Но здесь они даже не задумываются об этом и все же, отдавая должное местной «катерной» традиции, остаются страстными поклонниками парусного спорта, а доу - особенно.

Не секрет, что многие местные владельцы катеров и моторных яхт не имеют водительских прав. Все, как у нас. Кроме одного: в Эмиратах среди коренного населения нет бедных - здесь национального богатства хватило на всех.

Любителей паруса с каждым годом в Дубае становится все больше: в стране меняется мировоззрение. Саед Хариб - исполняющий директор Международного морского яхт-клуба Дубая - признается: «Раньше я гонялся на катерах и старался купить лодку с самым мощным мотором, насколько мне позволяли средства. Но однажды понял, что ничто несравнимо с тем ощущением, когда ты идешь под парусом. Только так ты можешь по-настоящему почувствовать море».

В наше время в Дубае находится немало энтузиастов среди местной молодежи, которая выходит в море на копиях промысловых судов лишь с одной целью: поддержание традиции и самосовершенствование. Несколько таких «баггар» может провести в море пару недель, а то и месяц. Команда ныряет за жемчугом «по старинке», учится управлять парусами и ориентироваться по звездам, слушает рассказы ветеранов и разучивает морские песни. И все это время команда питается тоже «по старинке»: свежей рыбой, рисом и сушеными финиками. Старается поменьше пользоваться мобильными телефонами, зато молиться побольше. Для нее такой морской круиз - путь духовного очищения.