Owoman.ru

Падающая башня в Италии

Собор делит магическое пространство Поля чудес с тремя другими, совершенно необыкновенными зданиями: баптистерием, кладбищем, больше известной как Падающая башня. Четыре строения образуют гармоничный монументальный комплекс, поистине уникальный для средневековой европейской архитектуры.

Пизанская башня, начатая в 1173 г. мастером Бонанно Пизано, стала наклоняться из-за проседания грунта, когда был завершен третий ярус. Несмотря на эту «неприятность», решено было довести работу до конца, вместо того чтобы снести ее и начать сначала на более прочном грунте. Наклон увеличивался на протяжении веков, пока не достиг такой величины, что пришлось закрыть памятник для посетителей и приступить к работам по укреплению фундамента, которые должны были исключить опасность внезапного обрушения.

Конечно, с точки зрения историков искусства, наклон башни - абсолютно вторичный момент, но именно ему монумент обязан своей всемирной славой и толпами туристов, ежегодно приезжающих посмотреть на него. Круглая в плане башня имеет романские глухие аркады в основании и шесть чарующих ярусов лоджий, которые проектировались как бельведер с видом на обширную площадь, расположенную внизу. Седьмой ярус, предназначенный для колокольни, меньше в диаметре, имеет полукруглые арки и фланкирующие их колонны, прилегающие к стене.

Баптистерий, хотя и не пользуется такой же известностью, заслуживает не меньшего внимания, чем башня. Это грандиозное романское строение, круглое в плане, архитектуру которого отличают глухие аркады с расположенной над ними галереей, увенчанной ажурными остроконечными башенками, богато украшенными скульптурой.

Еще выше находятся окна, над которыми заметны треугольные декоративные элементы. За ними выступает свод, увенчанный бронзовой статуей Иоанна Крестителя.

Проект баптистерия выполнил Диотисальви, который начал его в 1152 г. Работы были возобновлены в 1260 г. Никколо Пизано, а его сын Джованни занялся наружной декоративной отделкой. Можно сказать, что проект был завершен к концу XIV века. Особенно богато отделан портал, обращенный к собору: на драгоценных рельефах (XIII век) архитрава изображены Иисус, Дева Мария, Иоанн Креститель, Матфей, Марк и другие евангелисты.