Owoman.ru

Паломническая святыня в Бодх-Гайа

Бихар, Индия

В VI в. до н. э. принц Сиддхартха Гаутама прожил свои юные годы, не видя старости, болезни, бедности и смерти. В 29 лет он отрекся от жизни в роскоши и начал поиски истины. Следуя традициям индуизма, Сиддхартха слушал духовных учителей, занимался йогой, глубоко исследовал путь аскетизма. Через несколько лет во сне ему было указано медитировать под деревом Бодхи, где он обрел духовное просветление. В своей первой проповеди в Сарнатхе он провозгласил Четыре благородные истины и Благородный восьмеричный путь, которые являются основами вероучения буддизма.

Четыре благородные истины утверждают, что человек страдает от того, что его разум зависит от физического тела. Избежать страдания можно путем медитативных практик Благородного восьмеричного пути. Эти практики помогают понять, как страдание вызывается отождествлением с нашими мыслями. Если убрать это отождествление, то человек достигает состояния нирваны.

Будда провел остаток жизни в путешествиях, проповедуя в северо-западной части Индии. Он умер в возрасте 80 лет, его тело кремировали, а прах поместили в 10 священных ковчежцев, местонахождение которых неизвестно.

Происхождение традиции паломничества в буддизме неясно. Исследователи считают, что буддийские паломники вначале брали пример с практики индуистов, позже это стало важной частью традиции и приобрело своеобразные черты. Буддисты цитируют отрывок из «Сутры великого освобождения», в которой Будда говорит своему ученику Ананда, что существует четыре места, «которые благочестивый человек должен посетить и почтить своим уважением». Это Лумбини, где Будда был рожден; Бодх-Гайа, где он достиг просветления; Сарнатх, где он давал первые уроки; Кушинагер, где он умер. Эти места вошли в историю как Четыре великих чуда. Следуя указаниям учителя, монахи и паломники начали посещать их. Другие места, связанные с жизнью Будды, такие, как Раджаграха, Сравасти, Вайса-ли и Самкасия, также стали паломническими центрами; теперь все восемь мест известны как Восемь великих чудес.

По мере того как расширялось влияние буддизма в Азии, появлялись новые паломнические центры. Вообще, существуют три типа буддистских мест паломничества, которые возникали в течение веков после смерти Будды. К первой категории относятся места, которые считались священными до появления буддизма, позже они вошли в географию буддистских святынь. В большей степени это относится к Тибету, где многочисленные святые места бон были приняты буддистами (местная религия бон является шаманским предком тибетского буддизма), и к Китаю, где именно даосистские священные горы стали обителью буддийских бодхисатв. Ко второй категории относятся места, связанные с жизнью или останками мудрецов, святых и учителей в буддийской традиции. В третью категорию включены те места, где происходили явления самих божеств или их аватар.

Но всех превосходит паломническая святыня в Бодх-Гайа, место, где Будда достиг просветления. Не сохранилось никаких археологических остатков построек времен Будды. Наиболее ранний храм был возведен царем Ашокой около 250 г. до н. э., спустя 400 лет его заменили храмом Маха-бодхи. Комплекс Махабодхи увенчан ступой, в которой хранятся останки Будды. Внутри храма находятся статуи Будды и Шивы Лингам. Индуисты считают, что Будда был одним из воплощений Вишну, поэтому храм Махабодхи - место паломничества и индуистов. За храмом расположены два наиболее почитаемых объекта буддистского мира: дерево Бодхи и под ним - Ваджрасана, или место, где сидел медитирующий Будда.

Отпечатки ступней Будды в Бодх Гайа усыпаны цветами