Owoman.ru

Пещерный храмовый комплекс Санбангса как священное место

Чеджудо, Южная Корея

В 80 км от южной оконечности Корейского полуострова находится маленький остров Чеджудо, над которым возвышается вершина потухшего вулкана Халласан высотой 1783 м. Ни мифология, ни антропология не могут объяснить происхождение культуры Чеджудо. Скорее всего, его население является смесью корейцев, китайцев, малайцев и японцев. В эпоху неолита на острове развилась уникальная культура, древние легенды которой рассказывают о вулканической вершине как месте обитания духов и великанов. К концу I тыс. до н.э. Чеджудо вошел в царство китайской мифологии как один из островов Самшинсан, или Благословленных островов. Один из этих священных островов был известен под названием Йонгджусан, или «Гора благословленного острова». Согласно поверьям древних китайцев остров являлся мостом между небесами и землей.

Позднее Йонгджусан переименовали в Халласан, «Вершину, которая тянет Млечный путь», этот образ небесной энергии, ниспадающей на Чеджудо, объясняет сверхъестественный феномен, упомянутый в древних мифах острова. Посреди вулканического кратера на Халласане есть маленькое озеро Паэнгноктам, или «Озеро белого оленя». Легенды рассказывают о нем как о месте ангельского присутствия. Пещерный храм Санбангса находится на нижнем склоне горы, недалеко от юго-западного берега. Раньше это была языческая святыня, но теперь здесь буддистский храм и место паломничества. Считается, что озеро внутри пещеры, образованное из капель, падающих с потолка, обладает целебными свойствами. Неподалеку от этой пещеры стоит храм Санбангса, в котором хранится множество статуй Будды, привезенных на Чеджудо паломниками со всей Юго-Восточной Азии.

Статуи Будды в храме Санбангса освещены яркими лучами солнца через дыру в крыше, образовавшуюся при ударе молнии

Айерс-рок

Национальный парк «Улуру-Ката Тьюта», Австралия

Аборигены Австралии одними из первых разработали принципы священной географии как мифическую форму восприятия географического пространства. Их легенды на протяжении более четырех сотен веков рассказывают о концепции мира во времена, которые различные племена называют альчеринг, тьюкурпа или вапар - известные в западном мире под названием «время сновидений». В эпоху «времени сновидений» тотемные предки аборигенов блуждали по окрестностям, пели песни и создавали бесчисленное количество географических объектов. Когда этот цикл был завершен и земля создана, предки сами превратились в источники, озера и уникальные формы рельефа, такие, как Айерс-рок. Тропы, по которым бродили предки, назывались аборигенами «ивара» (тропы сновидений или строки песни).

Год за годом племена аборигенов путешествовали по иварам различных тотемических духов, передвигаясь по одним и тем же традиционным маршрутам. Когда люди ступали на эти древние паломнические пути, они пели песни, в которых рассказывались мифы о «времени сновидений» и указывалось направление движения через огромные пустыни к следующим священным местам на «иваре». В тотемических священных местах, где обитали мифические существа «времени сновидений» аборигены проводили ритуалы, чтобы вызвать «курунба», или духовную силу места. Эта сила могла быть использована на пользу племени и повысить плодородие близлежащих земель. Для аборигенов прогулки по «иварам» их священной географии были способом поддержать духов живой земли и познать свое культурное наследие «времени сновидений».

Расположенные в центре Австралии массивные горные образования Улуру (Айерс-рок) и Ката Тьюта (Олгас) - самые известные священные места коренных народов континента. Время основания поселений аборигенов в районе Улуру окончательно не установлено, но археологические находки к востоку и западу указывают на дату более 10 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи относят время появления первых человеческих поселений в регионе как минимум на 20 тыс. лет назад. Название Улуру относится и к горе, и к источнику воды на ее вершине. Тридцать шесть округлых скал Ката Тьюты (или Горы с множеством голов) расположены в том же национальном парке, что и Улуру. По традиции аборигенов только избранным старейшинам позволено взбираться на гору, но, несмотря на это, австралийское правительство позволяет туристам осуществлять восхождение, используя металлическую цепь, установленную здесь в 1964 г. Аборигены требуют, чтобы туристам запретили фотографировать самые священные места Улуру, где проходят традиционные церемонии. Улуру стала национальным парком в 1950 г. и в 1958 г. была объединена с Олгас, в результате чего они образовали национальный парк «Улуру-Ката Тьюта». Улуру занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Улуру возвышается на 346 м над окружающей равниной, имеет окружность в 10 км и занимает территорию в 4 км2. Она представляет собой самое большое одиночное скальное образование в Австралии. Эта фотография и илл. на предыдущей и следующей страницах дают представление об огромных размерах горного образования, священного для аборигенов