Owoman.ru

Развалины Баальбека - объект Всемирного наследия

Священный финикийский город Баальбек сохранил свою самобытность даже во времена римского господства, когда императоры династии Юлиев-Клавдиев возвели там одно из величайших святилищ Востока. Его величественные развалины даже в наши дни свидетельствуют о мудрости императорских политиков, сумевших использовать религиозный и художественный синкретизм как эффективное средство для сохранения мира в своих владениях.

Между хребтами Ливана и Антиливана, простирающимися параллельно восточному поберелсыо Средиземного моря, располагается долина Эль-Бекаа - самая плодородная часть древней финикийской земли и современного Ливана. Орошаемая водами реки Эль-Литани (Леонта), эта территория издавна использовалась для земледелия и служила основной дорогой для караванов, пересекавших пустыню.

Владыка неба и земли

Во времена расцвета финикийской цивилизации, своей мощью и богатством обязанной большим торговым городам на побережье, долина Эль-Бекаа играла второстепенную роль, и ее жителям было далеко до легендарного великолепия таких городов, как Библос, Тир и Сидон. Такая же судьба ждала и Баальбек, расположенный в самой высокой части долины. Его название переводится как «Владыка Бекаа» и напоминает о его древнейшем святилище, посвященном культу трех божеств: Ваала, его супруги Анат и сына Алийану - хранителя источников и подземных вод. Среди божеств многочисленного финикийского пантеона бог Ваал являлся наиболее почитаемым. Первоначально это был бог плодородия, главный герой годового цикла смерти и воскресения, присущего природе.

В конце лета бог был обречен спускаться в преисподнюю, чтобы потом вернуться весной и обеспечить плодородие полей и созревание урожая. Этот древнейший миф, общий для восточных земледельческих культур, в Греции воплотился в знаменитом сюжете об Адонисе, любовь которого оспаривали друг у друга Афродита и Персефона. Со временем роль Ваала возросла, и он постепенно вытеснил образ своего отца Илу, бога неба. Именно в этом качестве Ваала Мамаша, то есть владыки неба.

Не менее значимым был его культ в прибрежных городах. Жители Библоса называли его Адоном, что означает «владыка», - возможно, от этого и произошло имя греческого Адониса. В Сидоне его звали Эшмуном, а в Гире - Мелькартом («царь города»), поскольку бог считался основателем города Тира и первооткрывателем пурпура.