Owoman.ru

Религиозные верования и культы Туниса

Карфагенское искусство представляет собой смесь культурных традиций различных народов, с которыми был связан город.

К базовой финикийской культуре присоединились ливийские, египетские, персидские, греческие и римские черты. Религиозные верования карфагенян основывались на культе финикийского бога солнца Ваала-Хаммона и покровителя мореплавания и основателя новых колоний Мелькарта. В V-IV веках до н. э. карфагенская мифология подверглась греческому влиянию: богиня плодородия Астарта, древняя Иштар вавилонян, стала богиней Танит, которая иногда даже оспаривала у Ваала страстное поклонение верующих. После этого пунические религиозные представления и божества были переосмыслены в эллинистическом ключе. Так произошло, например, с сельскохозяйственными обрядами карфагенян, которые стали очень схожими с теми, что прославляли Деметру.

Раскопки извлекли на свет лишь немногие и в большинстве своем второстепенные свидетельства развития и особенностей карфагенской цивилизации. Найденные археологами в одном из святилищ стелы, богато украшенные надписями и скульптурой, позволили сделать предположение о распространенном в Карфагене религиозном культе принесения в жертву богам младенцев - так называемых жертвенных molk или molkomor (отсюда, видимо, происходит слово moloch). Открытое святилище было посвящено Ваалу и Танит и представляло собой обширное захоронение площадью 100 х 200 метров. Ученые сразу же провели параллель со святилищем Бен-Хинном в Иерусалиме, где также практиковались жертвоприношения детей. Первоначально в этом месте была лишь священная земля, на которой находились большие ритуальные камни, предназначенные для усмирения сверхъестественных сил или для молитв. Позже эту территорию стали использовать для захоронения под стелами урн с прахом принесенных в жертву детей из знатных семей. Затем всю зону покрыли новым слоем земли. В настоящее время здесь различимы несколько слоев захоронений общей толщиной почти 3,5 метра.

Вблизи святилища на холме Бордж-Длседид возвышается храм Деметры, а на холме Бирса - храм Эшмуна, строительство которого приписывают

Эскулапу. Захоронения некрополя, расположенного в окрестностях города, служат ценными свидетельствами о жизни Карфагена в VII - II веках до н. э. Кроме того, археологами были найдены великолепные саркофаги жрецов и жриц, погребальная скульптура, а также стелы, керамические и бронзовые вазы. На тех же холмах и на равнине Дермеш ученые обнаружили следы особняков последнего периода империи. Порт Карфагена имел две гавани: одну прямоугольной формы для морской торговли, а другую, круглую, - для военных кораблей.