Owoman.ru
ГЛАВНАЯ | МОДА | КРАСОТА | РУКОДЕЛИЕ | СЕМЬЯ | КУЛИНАРИЯ | ОТДЫХ | ЗДОРОВЬЕ | КАРЬЕРА | СОННИК | ЭЗОТЕРИКА | ГОРОСКОПЫ | ИМЕНА

Шедевр Леонардо «Тайная вечеря»

В точности неизвестно, когда была начата работа, но есть предположение, что это случилось не раньше, чем в 1495 г., когда Донато Монторфано завершил свое «Распятие». Читая комментарии Луки Пачоли о росписи, можно сделать вывод, что «Тайная вечеря» была уже завершена в феврале 1497 г. Перед тем как начать любую из своих работ, Леонардо делал огромное количество зарисовок и набросков к каждой детали, а иногда даже описывал аспекты, которые должны были характеризовать уже готовое произведение. Что касается «Тайной вечери», нам доподлинно известны наброски голов Филиппа, Иуды, Иакова Старшего и правой руки Петра.

Как только работа завершилась, «Тайная вечеря» обрела необычайную известность благодаря своей новизне. Единственной уступкой Леонардо традиционной иконографии было фронтальное изображение стола, за которым восседают Христос и двенадцать апостолов; все остальное в корне ломало традиции. Если на предшествующих «Тайных вечерях» фигуры показывались более или менее статично, а Иуда был полностью удален от причастия, Леонардо расположил апостолов группами по три человека и наделил их магией движения; посредством экспрессивной мимики и жестикуляции он создал ощущение, что все они одновременно говорят и выражают свои чувства.

Христос только что произнес пророческие слова: «Один из вас предаст Меня». Несколько апостолов отпрянули в страхе, кто-то с беспокойством вопрошает, кто же виновный, а другие как будто защищаются от обвинения, ожидая разъяснения, которого не последует.

Композиция усилена ярко выраженным перспективным эффектом. Стол находится в комнате с тремя окнами на задней стене, через которые виден пейзаж. Свет из окон падает сзади на фигуры, освещенные также и с боков, усиливая их контуры, и создает такую атмосферу, которой уже достаточно, чтобы сделать из «Тайной вечери» выдающееся произведение. Но гениальный перспективный срез и изображение персонажей делают его величайшим шедевром мировой живописи.

Первая тройка фигур слева, которую составляют Варфоломей, Иаков Младший и Андрей, - это наиболее статичная группа, но только в том смысле, что каждый из них как будто замер от услышанных слов Иисуса. Варфоломей с силой опирается о стол, а его товарищи защищаются в страхе руками, как щитом. Вторая группа еще более интересна. Петр порывисто наклонился к Иоанну, сидящему рядом с Иисусом, сместив вперед Иуду, который оказался отделенным от других. Это одна из деталей, в которой остро проявилась творческая гениальность Леонардо, сумевшего вот таким естественным образом изолировать Иуду, но при этом не отдалить его физически от других персонажей, как это делали.

Слева от Иисуса мы видим Фому, Иакова Старшего и Филиппа, которые выглядят смущенными и, пытаясь получить объяснения и заявить о своей невиновности, говорят все вместе.

Последняя группа с правого конца стола состоит из Матфея, Фаддея и Симона - единственных, кто общается друг с другом, не глядя на Иисуса, хотя Матфей указывает на Него, говоря с Симоном, который, в свою очередь, обсуждает что-то с Фаддеем.

Наконец, одинокая фигура Христа в центре - она является перспективной точкой схода, - с печальным выражением лица и бессильно протянутыми руками, придает дополнительную эмоциональную силу всему ансамблю.

Выражение лиц апостолов и каждый жест их рук направляют нас к Иисусу, показывая, что Леонардо действительно гениально решил задачу изображения множества фигур, не нарушив драматического и композиционного единства. Ярко выраженный перспективный эффект позволяет подчеркнуть центральное положение фигуры Иисуса.






 

Все права защищены © Женский журнал «Opulent Woman», 2006-2017.