Owoman.ru

Шведский дизайн

В Швеции, как и в других странах Скандинавии, богатые традиции ремесел, которыми крестьяне занимались в течение столетий. 13 конце XIX в. эти таланты нашли свое применение в сфере функциональной и в то же время элегантной домашней мебели и других дизайнерских изделий.

В конце XIX в. Карл Ларссон покорил сердца соотечественников публикацией книги «Дома» с его собственными иллюстрациями быта, для которого характерны светлая деревянная мебель, яркие ткани и ощущение воздушности. Книга породила тенденцию, суть которой выражена в формуле «красота для всех», то есть элегантные и хорошо продуманные интерьеры должны быть доступны всем, а не только богатым. В свою очередь это означает, что искусство можно совместить с производством, что массовые изделия не должны терять качество в угоду количеству. Кроме того, вещи должны быть многофункциональными, соответствовать характеру небольших жилишь, в которых обитает значительная часть сельского и городского населения. Скажем, то, что днем используется как скамья, ночью вполне может превратиться в кровать.

После успеха на родине в 20-е и 30-е гг. минувшего столетия, когда серия Всемирных выставок познакомила мировую аудиторию с искусными изделиями отечественных стеклодувов, шведский дизайн стал завоевывать симпатии зарубежных потребителей. И сегодня шведские изделия из стекла числятся в ряду лучших в мире. Один из ключевых факторов шведского дизайна - использование натуральных, местных материалов: дерева, стекла (из песка), шерсти и серебра. Леса страны изобилуют сосной и березой, которые к тому же относятся к числу медленно растущих деревьев и, как следствие, дают высококачественную прочную древесину.

Многие шведские дизайнеры сделали себе имя на проектировании мебели. Наибольшего авторитета и успеха в этой области добился активно работавший с 1940-х гг. и до самой кончины в 1988 г. Бруно Матссон. Своей известностью он в значительной степени обязан стульям из гнутой древесины, в частности под маркой «The Grasshoppers», ставшим, как и многие его произведения, мировой классикой. Очевидно, что в последние годы шведское присутствие в наших домах во многом обеспечено успешной

работой компании, предлагающей всем и каждому привлекательный плоскостной дизайн по весьма умеренным ценам.

В послевоенный период заработали еще два керамических завода, в продукции которых отчетливо прослеживается приверженность мастерскому дизайну. Жизнь вошла в размеренную колею, женщины уже не желали ограничивать свою жизнь домашними стенами, и утварь должна была становиться все более функциональной, способной облегчить и ускорить выполнение рутинной домашней работы. Кроме того, быт все более насыщался электроникой и пластмассой, поэтому такие компании, как вышли на рынок с кухонными принадлежностями, посудой и оборудованием, которые были одновременно инновационными и практичными.

Шведский феномен проявил себя и в мире моды благодаря таким компаниям, которая владеет более чем 1000 магазинов по всему миру, предлагающих по низким иенам приобщиться к самым свежим модным тенденциям.