Owoman.ru

Собор Сэ в Лиссабоне

В 1150 г. Альфонс Энрикиш, через три года после освобождения города от мавров, построил на месте старой мечети собор для первого епископа Лиссабона, английского крестоносца Гилберта из Гастингса. Сэ - сокращение от Sedes Episcopalis, резиденция епископа. Сначала собор пострадал от трех подземных толчков в XIV в., затем был разрушен землетрясением 1755 г. На протяжении веков он перестраивался, и сегодня это здание представляет собой смешение архитектурных стилей. Фасад с двумя колокольнями, напоминающими башни замка, и изумительное окно типа «готическая роза» отражают объединение готического и романского стилей. Сумрачный интерьер прост и суров, в нем почти ничего не осталось от украшений эпохи короля Жуана V (первая половина XVIII в.). За восстановленными нефами в романском стиле во внутренней галерее расположены девять готических часовен. В часовне Св. Ильде-фонса находится гробница соратника короля Альфонса IV Лопу Фернандиша Пашеку и его жены Марии Вилалобуш, XIV в. На надгробиях вырезаны фигуры бородатого воина с мечом в руке и его жены, сжимающей молитвенник, у их ног преданно сидят собаки. В прилегающей часовне находятся могилы короля Альфонса IV и его жены доны Беатрис.

В готическую галерею можно попасть через часовни, там можно увидеть элегантные двойные арки с тонкими резными капителями. В одной из часовен все еще стоят литые ворота XIII в. Во время археологических раскопок в галерее были найдены артефакты римской эпохи и более поздних периодов. Слева при входе в собор находится францисканская часовня, в источнике которой в 1195 г. был крещен Св. Антоний, она украшена изразцами с изображением Св. Антония, проповедующего рыбам. В прилегающей часовне можно посмотреть рождественскую сцену в стиле барокко, выполненную из пробки, дерева и обожженной глины, автор Ж. Маша-дуди Каштру (1766). Чтобы попасть в сокровищницу, нужно подняться вверх по лестнице направо. Там хранятся серебро, одежды священников, скульптуры, иллюстрированные рукописи и несколько реликвий, связанных со Св. Винсентом, перевезенные в Лиссабон в 1173 г. с острова Сан-Висенти. Согласно легенде, два священных ворона постоянно несли дозор на корабле, на котором везли реликвии. Таким образом вороны и корабль стали символом Лиссабона; говорят, что потомки тех двух воронов жили в галерее собора.

Фасад кафедрального собора Сэ

Деталь рождественской сцены в стиле барокко работы Жуакина Машаду ди Каштру

Санту-Антониу в Сэ

Говорят, что маленькая церковь Санту-Антониу стоит на месте дома, в котором родился Св. Антоний. От первоначальной постройки, уничтоженной во время землетрясения 1755 г., осталась только крипта, куда можно попасть через ризницу, расположенную слева от церкви. Работа над новой церковью начались в 1757 г. под руководством Матеуша Висенти, также построившего базилику да Эштрела. Частично они велись на пожертвования, собранные местными детьми, которые просили подать «маленькую монетку на Св. Антония». Даже сегодня пол крошечной часовни в крипте усеян эскудо, а стены исписаны благочестивыми изречениями верующих.

Фасад церкви сочетает элементы стиля барокко с неоклассическими ионическими колоннами по обеим сторонам от главного входа. Внутри, по пути к крипте, находится современное панно-азулежуш, запечатлевшее визит римского папы Иоанна Павла II, 1982 г. В 1995 г к восьмисотлетию Св. Антония церковь была отреставрирована. У молодых пар сложилась традиция приносить к церкви цветы в день свадьбы, так как Св. Антоний приносит счастье молодым семьям.

Рядом находится маленький Музей Антония, в котором находятся экспонаты, связанные со Св. Антонием, а также золото и серебро, которыми раньше была украшена церковь. Центр экспозиции - изразцовое панно XVII в., изображающее Св. Антония, проповедующего рыбам.