Owoman.ru

Собор Стурчуркан в Стокгольме

Стокгольмский собор - религиозная достопримечательность национального масштаба. Отсюда швед-реформатор Олаус Петри распространял в королевстве лютеранскую веру, здесь же проходили церемонии монархов.

Изначально на этом месте в XIII в., возможно, основателем города Биргером Ярлом была построена маленькая сельская церковь. В 1306 г. ее сменила массивная базилика св. Николая, которая менялась с течением столетий.

Готический интерьер XV в. был раскрыт в 1908 г. во время реставрационных работ, когда с колонн была удалена штукатурка и показались характерные красные изразцы. В эпоху позднего барокко в соборе появились так называемые «королевские хоры» и кафедра, а фасад был приведен в соответствие с остальными зданиями вокруг Королевского дворца. В 1743 г. была пристроена башня высотой 66 метров с четырьмя колоколами весом около шести тонн.

Собор хранит бесценные произведения искусства, в числе которых скульптура Святой Георгий со змием - один из лучших образцов поздней готики в Северной Европе (слева от алтаря). Она была выполнена из дуба и лосиного рога Бернтом Нотке из Любека в 1489 г. в честь победы Стена Стуре Старшего над датчанами в 1471 г.. Массивная картина Страшный суд в стиле барокко принадлежит Давиду Клёкеру фон Эренстралю. Огромный бронзовый подсвечник высотой 3,7 м перед алтарем, вероятно, немецкого происхождения, украшает собор уже около шестисот лет. Одно из самых больших сокровищ - серебряный алтарь, который придал совершенно новый облик интерьеру в 1650-х гг. (дар дипломата Юхана Адлера Сальвиуса).

Сидения, ближайшие к алтарю, - «королевские хоры» - были спроектированы Никоде-мусом Тесси-ном Младшим в 1684 г. для особых церемоний с участием королевской фамилии. В 1705 г. над гробницей Олауса Петри была установлена кафедра.

Удивительное световое явление - шесть колец со сверкающими солнечными ореолами - наблюдалось над Стокгольмом 20 апреля 1535 г. Оно было запечатлено на соборной картине Паргелий (ложное солнце), ставшей самым старым изображением столицы. На полотне показана почти чистая линия горизонта, над которой возвышается собор (в ту пору еще базилика Св. Николая).

Святой Георгий со змием Бернта Нотке (1489 г.) в соборе

Фасад собора Стурчуркан в стиле итальянского барокко, вид со Слотсбаккена