Owoman.ru

Современные доу

Ежегодно в Дубай с различными товарами заходит до шести тысяч доу. Как и прежде, капитаны берут на борт любой груз и доставляют его «медленной скоростью» в любое захолустье - туда, куда не согласится идти ни один другой. И дело не только в том, что команда доу согласна на небольшой барыш за доставку, в сравнении с судоходными компаниями, но и в том, что там, где не сможет отшвартоваться современное судно с большой осадкой, спокойно пройдет доу. Нередко груз - от мешков с пряностями и рисом до автодеталей и электроники - доставляется без всяких накладных и деклараций: весь бизнес держится на честном слове капитана.

Честность - это часть неписаного кодекса мореходов Персидского залива. Правда, говорят, что честность в делах торговых вовсе не мешает им припрятать где-нибудь в дальнем углу темного трюма немного контрабанды, а то и гашиша. В трюме давно смешались в необычную пряную смесь все запахи бесчисленных товаров, побывавших здесь, - кофе и сушеной рыбы, чая и табака, ковров и фиников, слоновой кости и пряностей, риса и тканей, губок и резиновых покрышек.

Существовало три основных типа доу: торговые, промысловые и даже боевые. По-арабски деревянное доу называется «ленч», а корабль вообще - «маркаб». Слово «доу» - не арабское. Так на санскрите называли любой корабль со слегка наклоненной к носу мачтой и косыми парусами.

Лодки отличались размерами, водоизмещением и количеством мачт, но главное - своим назначением. Отсюда и такое разнообразие в названиях. Существует много арабских названий определенных типов кораблей, но для простоты их все теперь называют просто «доу».

Самый распространенный тип доу называется «Аль бум» - торговое судно, которое способно перевозить от 74 до 400 т грузов и пассажиров на большие расстояния, так же как и «Аль бенкия» и «Аль хиндже». Они ходили из стран Залива в Восточную Африку, а иногда и дальше - в Китай. Сегодня на набережной Бар-Дубая пришвартованы под разгрузку и погрузку именно такие корабли. Единственно, что отличает их от средневековых предков - отсутствие мачт, которые окончательно вытеснили мощные дизели.

«Джальбут» - торговое судно для коротких маршрутов, его размер от 20 до 100 футов. На него похож «Аль бальра» - они тоже ходили только в пределах Залива.

«Ашуаи» - грузоподъемность до 20 т и «Аль самбук» - от 20 до 150 т. Их использовали ловцы жемчуга. Этот тип двухмачтового доу больше всего близок современным гоночным доу.

«Аль машуа» - длина не превышала 25 футов. Его использовали как баржу для перевозок различных грузов на небольшие расстояния.

«Аль шала» - одномачтовый доу. Перевозил чаше всего камни для строительства. А вот «Аль бетил» - это боевой корабль, но их больше не строят. А вот рыболовное судно - «Шуи». Его легко узнать среди прочих по двойной корме, к которой подвешены ловушки для рыбы, изящным обводам корпуса и неискоренимому запаху даров моря. А вот «Аль баггара» - это корабль ловцов жемчуга. Он был вооружен не только парусами, но и веслами: штиль не был ему помехой. В промысловый сезон сотни таких судов выходили из Дубая на охоту за жемчугом, но возвращались отнюдь не все: так, в начале XX в. неожиданный шторм погубил больше сотни «баггар» с экипажами.

В самом Дубае больше других были распространены именно «аль баггары» - промысловые доу. Еще в начале XX в. в «жемчужном флоте» эмирата было более 335 кораблей. Как мы уже говорили, «лучшие годы» промысловиков закончились с изобретением в Японии искусственного жемчуга. Это был серьезный удар: он не только лишил дубайцев привычного занятия, подорвал экономику, но «отодвинул» их от моря.