Owoman.ru

Зачем ехать в Тибет?

Тибет никогда не был той самой вымышленной страной Шангри-Ла, но, тем не менее, веками будоражил воображение западных духовных искателей, авантюристов и отважных путешественников. «Крыше мира», на территории которой поместилось бы две Франции, но проживают всего три миллиона человек, свойственны волшебные высокогорные пейзажи, внушающие благоговейный трепет монашеские города и прекраснейшая, уникальная гималайская культура, пережившая полвека нападок и невзгод; поездка ваша будет полна приключений.

Большая часть Тибета пользуется особым вниманием китайских путешественников, имеет один из самых быстрых темпов прироста населения и стремительно меняется: появляются новые мощеные дороги, аэропорты, на ближайшее годы запланировано строительство железнодорожных веток. Магия древнего Тибета по-прежнему витает в воздухе, просто сегодня нужно приложить чуть больше усилий, чтобы ее ощутить.

История

Первые записи об истории Тибета относятся к VII в. н.э., когда с помощью тибетских войск началось создание могущественной империи. Под руководством короля Сонгцена Гампо тибетцы захватили Непал и стали собирать дань с некоторых районов Юньнани. Вскоре после этого тибетские войска двинулись на север и установили контроль над Шелковым путем и крупным торговым центром - Кашгаром (Kashgar), даже разграбив город имперского Китая - Чанъань (сегодня - Сиань).

Расширение границ Тибета внезапно приостановилось в 842 году с убийством анти-буддийски настроенного короля Лангдармы; вследствие этого район распался на независимые феодальные княжества. Растущее влияние буддизма гарантировало, что войска никогда больше не покинут своего нагорья.

К VII в. буддизм распространился по Тибету, приняв, однако, своеобразную форму: он вобрал немалое количество ритуалов религии Бон (добуддийской системы верований Тибета). Сочетание традиционного анимизма с эзотерическими практиками индийского тантрического буддизма оказалось очень мощной для тибетцев духовной доктриной.

С XII века растущую роль в религии стала играть силовая политика. В 1641 году «Ге-лугпа» (школа «желтошапочников») с помощью монгольских войск уничтожила своих соперников - школу сакьяпа. В те же времена партизанской войны глава школы «Гелугпа» принял от монголов титул Далай-ламы («океана мудрости»). С тех пор религия и политика Тибета неразрывно связаны и находятся в руках Далай-ламы.

С падением в 1911 году династии Цин начался период фактической независимости Тибета, которому суждено было продлиться до 1950 года, когда в Тибет вторглись восставшие китайские коммунисты, утверждая, что они «освобождают» более миллиона тибетцев от феодального рабства и возвращают их в лоно родины.

Китайцы действительно были озадачены реакцией тибетцев, которую они расценили как неблагодарность. Они утверждали, что до 1950 года Тибет был государством глубочайшей бедности и феодальной эксплуатации. Китай дал ему дороги, школы, больницы, аэропорты, фабрики, благосостояние населения выросло.

Тем не менее, многие тибетцы не могут простить уничтожения их культуры и традиций, ограничения свободы религиозного самовыражения, постоянного присутствия мощных военных сил и полиции, экономической эксплуатации и очевидного статуса людей второго сорта в собственной стране. Мятежи и протесты в Лхасе весной 2008 года (в сорок девятую годовщину восстания 1959 года) стали открытым проявлением ранее еле сдерживаемого недовольства. Протесты, которые начались, когда монахи Лхасы стали одновременно праздновать годовщину восстания 1959 года и выступать против наблюдаемого ареста братьев-монахов, вскоре после сообщений об арестах и избиении протестующих монахов вылились в демонстрации и акты насилия. Лхаса погрузилась в широкомасштабные мятежи и демонстрации, которые распространились и в другие тибетские районы провинций Ганьсу, Сычуань и Цинхай. Ответ китайцев на выступления был предсказуем: аресты, заключение в тюрьму и увеличение числа полицейских в многих монастырях. Вооруженная полиц» продолжает патрулировать улицы старое0 города Лхасы.