Owoman.ru

Звезды и мэтры кинематографа Швеции

В XX в. многие европейские страны пользовались средствами кино в собственной отличительной манере (достаточно упомянуть французский film noir и широкомасштабную итальянскую Cinecittà), однако Швеция - единственная европейская страна, оставившая в мировом кинематографе по-настоящему глубокий след.

Режиссеры

Первыми на родине громко заявили о себе Мориц Стимер (1883-1928) и Виктор Шёстрём (1979-1960!, экранизировавшие классические романы Сельмы Лагерлёф и превратившие их в классику немого кино, включая «Сагу о Йёсте Берлинге», в которой впервые появилась молодая и еще никому не известная актриса по имени Грета Гарбо. Позже оба режиссера уехали в Голливуд и внесли свой вклад в золотой век немого кино, после чего отказались от работы в студийной системе американского кинопроизводства и вернулись на родину.

Самый знаменитый шведский режиссер появился 20 годами позже. Ингмар Бергман родился в 1918 г. в Упсале и неизменно оставался верен своим корням. Он так до конца и не принял Голливуд, и, тем не менее, его интеллектуальные и экзистенциальные фильмы снискали международное признание. Над созданием своих кинопроизведений Бергман работал с группой избранных актеров и актрис - включая его жену, норвежскую актрису Лив Ульманн, - которым доверял, что проявлялось, в частности, в импровизационном характере многих диалогов. Среди работ мастера - «Седьмая печать» (1957), «Персона» (1966), «Фанни и Александр» (1982). Последний получил четыре приза Американской киноакадемии, включая «Оскара» за лучший иностранный фильм.

Другой шведский самородок недавнего времени - Лассе Хальстрём (р. 1946). Сначала Хальстрём сделал себе имя как режиссер всех видеозаписей группы АВВА. Несколькими годами позже он вышел на международную кинематографическую арену с фильмом «Моя собачья жизнь» (1985). Еще больший успех принесли ему «Правила виноделов» (1999) с Майклом Кейном в главной роли и «Корабельные новости» (2001) с Джуди Денч и Кевином Спейси.

Звезды кино

Начало карьеры самой знаменитой актрисы с шведскими корнями не предвещало выдающегося продолжения, однако в 1925 г. пышечка Грета Густафссон последовала за Морицем Стиллером в Голливуд, где и стала легендарной красавицей Гретой Гарбо (1905-1990). В эпоху немого кино она благодаря ведущим ролям в ряде фильмов, например в фильме «Плоть и дьявол» (1927), и в немалой степени благодаря томному, чувственному выражению своих прекрасных глаз стала величайшей кинодивой. Гарбо оказалась одной из немногих жриц «великого немого», сумевших продолжить карьеру в звуковом кинематографе, и завораживала публику своим экзотическим и загадочным шведским акцентом. Еще большую загадочность придавало ей отсутствие стремления к публичности. Ее любимое высказывание: «Оставьте меня в покое». Среди самых известных фильмов с участием Греты Гарбо: «Дама с камелиями» (1937) и «Ниночка» (1939). Оба были номинированы на премию «Оскар». Гарбо ушла из кинематографа в 1940-е гг., всю оставшуюся жизнь жила в Нью-Йорке затворницей, но и сегодня она - одна из наиболее узнаваемых фигур киноискусства.

Бергман Ингрид (1915-1982), уроженка Стокгольма, по своему легендарному статусу не уступала Гарбо. Ее голливудский дебют состоялся в 1939 г. в фильме «Интермеццо», а затем в 1942 г. Бергман в паре с Хамфри Богартом снялась в фильме «Касабланка» - одной из культовых картин всех времен. Далее последовало еще несколько успешных ролей, однако начало 1950-х гг. ознаменовалось в биографии актрисы громким скандалом: ради брака с режиссером Роберто Росселлини она оставила мужа и детей. В Голливуд Бергман вернулась только в 1956 г., когда удостоилась премии «Оскар» за роль в фильме «Анастасия».

Еще одна шведская актриса с культовым статусом - Анита Экберг (р. 1931), бывшая «Мисс Швеция», обессмертившая себя купанием в фонтане Треви в ставшем классикой фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (1960).