Owoman.ru

Какая судьба человечества

Люди давно ищут ключ к разумному пониманию судеб человечества. Бурный прогресс науки последних десятилетий XX века позволил разгадать многие тайны природы. И пожалуй, в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и ощущение мира как неделимого целого никогда не достигали той глубины и ясности, какой они достигли в наши дни.

Судьба человечества - связи

Живое связано со всей окружающей средой миллионами невидимых, неуловимых связей. Человек окружен со всех сторон потоками космической энергии, которая притекает от далеких туманностей, звезд, метеорных потоков, Солнца, планет... Очевидно, в течение очень долгого времени развития живой материи энергия далеких комических тел, таких как звезды и туманности, оказывала огромное воздействие на эволюцию «живого вещества». Развиваясь под непрерывным потоком космической радиации, «живое вещество» вынуждено было «согласовывать» с ним свое развитие и вырабатывать соответствующие приемники, которые бы ассимилировали эту энергию, или соответствующие защитные приспособления, которые бы охраняли живую клетку от чрезмерного или вредного влияния космических сил. Но несомненно лишь одно: «Живая клетка представляет собой результат космического солярного и теллурического воздействия и является тем объектом, который был создан творческим напряжением всей Вселенной. И кто знает, быть может, мы, "дети Солнца", представляем собой лишь слабый отзвук тех вибраций стихийных сил космоса, которые, проходя окрест Земли, слегка коснулись ее, настроив в унисон дремлющие в ней возможности» (А. Чижевский).

Человек - дитя космоса. «Жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил» (А. Чижевский).

Судьба человечества - космические силы

За огромный промежуток времени воздействия космических сил на Землю утвердились определенные циклы явлений, правильно повторяющиеся в пространстве и во времени.

Постепенно на фундаменте идеи связи человека и космоса родилась астрология, которая в конечном счете учила о связи всех вещей и всех явлений и легла в основу как религиозных, так и научных систем. «Зачатки космического религиозного чувства,- писал А. Эйнштейн,- можно обнаружить а более ранних ступенях развития, например, в некоторых псалмах Давида и книгах пророков Ветхого Завета. Гораздо более сильный элемент космического религиозного чувства, как учит нас работа Шопенгауэра, имеется в буддизме.

Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни Бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди, в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые своим современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми» (Эйнштейн А. Религия и наука. Собр. научных трудов. М., 1967. Т. 4. С. 127-128).

Эти слова великого физика, основоположника релятивистской теории, полностью перевернувшей взгляды человека на природу, как нельзя лучше объясняют и причины многовековой борьбы вокруг астрологии, и драматическую, порой трагическую судьбу ученых-подвижников, тех, кто закладывал основы современных знаний.

Астрология как философская теория

Как философская теория астрология сыграла определенную роль в истории цивилизации. Благодаря усилиям астрологов было сделано немало фундаментальных открытий. А многое еще ждет своего часа! Так, одна из ветвей астрологического знания - астромедицина - утверждала, что болезненные процессы, протекающие в живом организме, находятся под непосредственным воздействием космических сил благодаря, как говорили древние римляне, «могучему и таинственному влиянию» этих сил. Эта теория, частично подтвержденная в наши дни, возможно, еще произведет переворот в медицине.

А сам человек? Только в том случае он сможет понять свое предназначение в жизни, если полностью осознает себя частицей непрерывного всеобщего процесса бытия и найдет свое место в нем. Это касается и отдельной личности, и всего рода людского. Так что «наука звезд» в какой-то мере ищет смысл жизни всего человечества.

И все же было бы совершенно неверно предполагать, что все земные события могут быть вызваны космическими явлениями. Человек - существо и биосоциальное. И потому болезни и смерть, творческие подъемы и спады во многом определяются также и социальными причинами. Речь может идти о толчке со стороны космических процессов. Но сбрасывать со счетов этот толчок ни в коем случае нельзя.

И подводя итог, закончить хочется словами замечательного древнегреческого писателя Лукиана (около 120-190) теми словами, которыми он и заканчивает свой трактат «Об астрологии»:

«Итак, жившие до нас весьма ценили прорицания, а из теперешних одни говорят, что людям невозможно найти истинный путь к прорицанию - оно будто бы недостоверно и неистинно...

Другие говорят, что астрология хотя и не ложная наука, но пользы нет от нее, так как прорицанием нельзя изменить того, что решено велением судеб.

Верования людей

Я против обоих мнений следующее могу сказать. Звезды на небе свое собственное движение совершают, но в дополнение к этому их движению оказывают они воздействие на все происходящее на Земле. Если признавать, что при беге коня, движении, птиц и людей камешки вздымает и соломинки гонит вызванный бегом ветер, то неужели поток звезд не вызывает ничего подобного? От малого огня достигает до нас его излучение, хотя этот огонь нисколько не жжет нас и не содействует нашему обогреванию,- неужели от звезд мы не воспринимаем никакого излучения? Конечно, с помощью астрологии дурные обстоятельства сделать хорошими невозможно, нельзя также изменить вызванного излучением звезд. Однако обращающимся к астрологии польза получается в следующем: благоприятное грядущее весьма радует знающих его заранее; другое же легко воспринимают, так как оно неожиданно не проявляется: опыт и предвидение легко и спокойно подводят к нему» (Лукиан. Собр. соч. М.-Л., 1935. Т. 2. С. 292-293).

Человек склонен верить... Вера одних основана на идущих из глубины веков представлениях. Вера других - на точном знании объективных законов природы. Чаще всего человек сочетает в себе обе веры. «Как бытие относится к рождению, так истина относится к вере,- писал Платон.- А потому не удивляйся, Сократ, если мы, рассматривая во многих отношениях много вещей, таких как боги и рождение Вселенной, не достигли в наших рассуждениях полной точности и непротиворечивости» (Платон. Собр. соч. М, 1971. Т. 3. С. 470).

...пусть же выступят наблюдатели, небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасет тебя от того, что должно приключиться тебе. Исайя, XL VII, 13