Owoman.ru

Как добиться успеха в бизнесе?

Предприятия, где наниматели относятся к работникам со щедростью и добротой, заботятся об охране окружающей среды и стремятся изменить к лучшему весь мир, находят все большую поддержку со стороны покупателей. Большие и малые фирмы вынуждены сегодня придерживаться принципов этики и справедливости, как никогда прежде. Ни один бизнес уже не может позволить себе ставить прибыли превыше всего остального. Мы наблюдали это, когда были свидетелями бойкота, объявленного банку «Barclays» в 1960-е и 1970-е годы, когда клиенты тысячами забирали свои вклады в знак протеста против финансовой поддержки банком режима апартеида в Южной Африке.

Зато в наши дни процветает Кооперативный банк, девиз которого звучит так: «Нами руководят клиенты, нас направляет этика». Его руководство придерживается высокоморальной инвестиционной политики, обещая не инвестировать деньги клиентов в такие отрасли, как производство оружия и табачная промышленность, и не обслуживая клиентов из этих секторов экономики. То и дело пресса сообщает о бойкоте очередного брэнда.

Не проходит и недели без документальных разоблачений того, откуда берется одежда, продаваемая в наших универмагах, и покупатели, желающие приобрести ее, все больше интересуются тем, кто поставщик, не использовался ли при ее изготовлении труд 12-летних детей, работающих в ужасающих условиях и зарабатывающих доллар в день. Буквально на днях газета «Independent» опубликовала для потребителей садового инвентаря и мебели позорный список центров и магазинов, которые продают изделия из древесины, вырубаемой в бразильских тропических лесах.

Компания «Tayto», производящая картофельные чипсы, которыми я лакомилась еще в своем ирландском детстве, недавно выпустила новую линию продуктов под общим названием «Честные чипсы»! А фонд «Справедливая торговля», способствующий продвижению на рынок кофе, какао и бананов, выращиваемых фермерскими кооперативами, которые получают за свою продукцию справедливую цену, только что объявил об увеличении объема сбыта на 50 процентов. На наших улицах появились даже кофейные лавки, торгующие только тем кофе, который приобретен у поставщиков по справедливой цене.

Давление со стороны потребителей – большое дело. Фирма «Mintel», занимающаяся анализом потребительского рынка, в марте 2005 года опубликовала доклад, где сказано, что хорошо информированные потребители «исповедуют все более избирательный и индивидуальный подход к выбору товаров и отвергают массовый маркетинг». Мы хотим покупать такие товары, которые не вредят нашему здоровью, производство которых не губит природу и не сопряжено с нещадной эксплуатацией людей в других частях света. На сегодняшний день щедрость и благородство в бизнесе становятся необходимым условием успеха.

Я очень люблю красивые вещи и постоянно слежу за тенденциями в моде. Одной из свежих тенденций является набирающий силу «этический шик». Специалисты утверждают, что вскоре эта тенденция достигнет пика, позволяя людям «выглядеть хорошо, одновременно творя добро». В июне 2005 года в мир моды вошел и фонд «Справедливая торговля». Он предлагает изготовителям собственную «марку», гарантирующую, что фермеры, выращивающие хлопок на полях Западной Африки и Индии, не были поставлены в невыгодные условия и получили за свой товар справедливую цену.

Руководство этой организации сейчас ведет переговоры с ведущими торговыми предприятиями и уверено в том, что в ближайшие несколько лет многие крупные магазины будут продавать одежду, изготовленную с соблюдением всех этических норм. «Потребителям необходима такая продукция. Магазины просто не справляются с удовлетворением спроса на "справедливые" товары, – утверждает Харриет Лэм, исполнительный директор фонда, и добавляет: – Часто бывает так, что выгода для одного является трагедией для другого, и чаще всего страдают фермы, вынужденные сбывать свою продукцию по очень и очень низким ценам. И в обществе растет протест против такого положения вещей».

Интересно, что в самом последнем номере авторитетнейшего журнала мод «Vogue», да и в каждом втором глянцевом журнале был отмечен выход на рынок новой марки одежды «Edun». Боно и его жена Эли Хьюсон в сотрудничестве с известным американским модельером Роганом Грегори (создателем популярных джинсов) решили создать «социально ответственный брэнд одежды». Компания «Edun» не будет размещать заказы на азиатских потогонных фабриках, где используется дешевый труд детей, которые, помимо прочего, подвергают опасности свое здоровье, работая с материалами, подвергающимися химической обработке.

Основополагающий принцип состоит в том, что в каждом звене цепочки (хлопковое поле – фабрика – магазин – покупатель) выгоду получают все заинтересованные стороны. По словам Боно, «это сознательный подход к бизнесу. Выбор приобретаемого товара превращается в политический выбор. Люди видят, что их деньги способны влиять на многое. Они способны разорить гигантскую ней/гяную компанию, просто отказываясь заливать ее продукцию в свои бензобаки, и закрыть пищевые компании, не покупая выпускаемую ими еду». Имеет ли новый брэнд шансы на успех? Учитывая, что одежду «Edun» носят и рекламируют во время своего мирового турне музыканты из группы «Ш», да еще ведутся переговоры и с другими группами, включая «Coldplay» и REM, шансы, похоже, неплохие.

Кроме того, сама одежда тоже очень хорошая. Эли Хьюсон говорит: «Мы все-таки не власяницами торгуем. Мы хотим, чтобы у людей был выбор, чтобы они могли покупать и носить одежду, которая и выглядит хорошо, и пробуждает хорошие чувства». Если принять во внимание похвалы от «Vogue», если учесть, что одежда «Edun» вовсю продается в лондонской сети универмагов «Selfridges», в нью-йоркских магазинах «Saks», ирландских «Brown Thomas и ряде других шикарных торговых точек, я бы сказала, что начало положено отличное.

Компания «Innocent Drinks» олицетворяет собой новую породу этичного бизнеса. Ее работники относятся к потребителям как к друзьям, приветствуя переписку и высылая всем желающим «Кодекс поведения "Innocent" – своего рода манифест компании, которая видит свою миссию в том, чтобы продавать только самые лучшие соки, способствуя укреплению здоровья потребителей, и отдавать значительную долю прибыли на благотворительные цели. К сотрудникам в компании относятся тоже очень хорошо. Среди прочего, каждой сотруднице «Innocent» при рождении ребенка выплачивается 2 тысячи фунтов наличными в подарок. Данная компания является одной из самых успешных в Британии, что позволяет ей жертвовать немалую часть прибылей на благотворительность. Ее годовой оборот превышает 15 миллионов фунтов.

Компанию «Innocent» основали в 1999 году Адам Балон, Ричард Рид и Джон Райт. Они знали друг друга по колледжу и были одногодками– каждому из них было в то время тридцать два года. Британский рынок безалкогольных напитков оценивается в 70 миллионов фунтов, и компании хватило пяти лет, чтобы завоевать более 30 процентов этого рынка.