Owoman.ru

Как начинает развиваться речь ребенка

Когда родители берут малыша на руки, качая и убаюкивая его, они совершенно инстинктивно начинают разговаривать с ним тихо и нежно, так как это недавно пришедшее в мир маленькое существо не вызывает ничего, кроме чувства нежности. И вы поймете, что ваш голос успокаивает малыша.

Очень важно разговаривать с ребенком, так как обучение речи может происходить только при условии «купания» в языке. Глухие дети плохо говорят, даже если не существует никакого дефекта, мешающего им говорить, просто они не слышат звуков, вследствие чего не могут их воспроизвести. Поэтому нужно постараться выявить глухоту с самого рождения, чтобы как можно раньше начать обучение речи - самое лучшее в возрасте 6 месяцев.

Для развития речи необходимо слышать ее постоянно

Все труды и исследования ученых указывают на необходимость речевого общения ребенка с окружающими, «купания» в языке, чтобы у него могла развиваться нормальная речь.

Кроме того, необходимо, чтобы близкие разговаривали с малышом спокойным голосом, тихо, ободряюще и ласково, без угроз. К тому же и ребенку нужно оставлять время для самовыражения. Это должен быть настоящий речевой диалог, а не монолог родителей.

При соблюдении этих условий речь ребенка развивается совершенно нормально, ведь дети обладают ошеломляющими лингвистическими способностями, которые по мере взросления уменьшаются. Не вызывает сомнения, что они способны узнавать голос матери уже в возрасте 5-6 дней, так как слышали его, еще находясь в утробе. Разные методики наблюдения показывают, что малыши уже видят различие между родным языком и каким-то другим, даже если слова произносит один и тот же голос. Мы уже говорили, что с самого рождения у них проявляются неожиданные способности к вычленению звуков, они могут различать такие близкие слоги, как «ба» и «па», «бе» и «би».

Независимо от места рождения, они способны кроме родного языка выучить и любой другой, будь то французский, английский или китайский, при условии, что будут его слышать с самого начала.

Первые проявления речи у ребенка

Дети запоминают тембр и интонацию голоса, они способны узнать знакомый голос, даже текст, услышанный ими еще на стадии внутриутробного развития, так как обладают памятью.

Поэтапность развития речи у детей, наделенных такими способностями, почти одинакова, но временные рамки очень индивидуальны. Одни начинают лепетать раньше, другие позже, некоторые хорошо говорят в 2 года, а другие только в 3,5.

Если развитие речи вашего ребенка вызывает у вас хотя бы малейшее беспокойство, поговорите об этом с педиатром. Но не забывайте, что многие великие люди, например Эйнштейн, начали говорить поздно.

После плача первыми проявлениями речи становятся крик и «гуление». Ребенок издает тихие или горловые звуки, содержащие отдельные гласные. Малыш может производить и узнавать эти звуки. В моменты спокойного бодрствования, после еды, когда вы держите его на руках и тихо разговариваете с ним, он будет тренироваться их произносить. Это настоящий дебют речевого диалога.

В 2 или 2,5 месяца начинается чудесная фаза «гуления», малыш «агукает» на разные голоса, он слушает себя и находит в этом удовольствие, он кричит и распевает эти звуки, изменяя их звучание в зависимости от своего настроения и фантазии. Без сомнения, это врожденная способность, так как все малыши щебечут. Глухие дети быстро прекращают гуление, так как, не слыша себя, они не находят удовольствия в этом занятии и понемногу перестают издавать звуки. Я уже говорил о том, что таким образом иногда удается выявить глухоту.

Когда ребенок начинает понимать речь взрослых

Все дети «щебечут» одинаково, независимо от того, какой у них родной язык, и от страны происхождения. Так, невозможно найти разницу в лепете арабских, нидерландских и американских детей.

Когда вашему ребенку исполняется 3 или 4 месяца, вы уже можете вести с ним настоящую беседу, он принимает ваш тон, сам добавляет различные гласные и согласные. Так понемногу формируется его язык, он изменяет его, слыша новые звуки, и учится по-новому их произносить.

После этого, к 5 или 6 месяцам, наступает фаза «лепета» - основополагающий этап на пути к языковому периоду.

В отличие от гуления лепет малышей различается в зависимости от языка и этнической принадлежности. Опытные наблюдатели способны на ее основании распознать родной язык ребенка. Были произведены и неоднократно повторены подобные опыты. Начиная с этого возраста, в речи малышей, в зависимости от окружающего их языка, можно выявить значительные различия в выборе согласных, интонации, способе составления слогов. Часто малыш произносит такие различимые слоги, как «па», «ма», «ба», а их повторение приведет к тому, что он начнет говорить первые слова, такие как «ма-ма-ма» или «ман-ман» и «па-па-па».

А так как взрослые, начиная с этого момента, станут называть ему предметы и лица, ребенок будет узнавать эти названия и имена и запомнит их с потрясающей легкостью, ведь он наделен огромными способностями запоминать и усваивать. Эти способности значительно больше тех, которыми обладаем мы, взрослые.

Когда ребенок начинает произносить первые слова

К 7-8 месяцам появляются характерные и четкие слоги, в лексиконе малыша уже от 5 до 6 слогов, таких как «ма», «па», «да», «та», «ди», «до», «тан». Он много слушает и старается подражать звукам, ему явно нравится говорить, он освоил целую серию вокализов, криков радости, ворчанья, воркованья, чтобы выражать свои чувства - удовольствие, радость от игры, недовольство, просьбу. Начиная с 8-го или 9-го месяца, его способности к подражанию могут быть уже очень развитыми, а голосовая игра становится для него источником удовольствия. Некоторые дети много «разговаривают», другие меньше, одни, как только проснутся, не кричат и никого не зовут, а начинают болтать, в этот момент вам предоставляется уникальная возможность послушать, как малыш, спокойно лежа в своей кроватке, разговаривает сам с собой.

Но говорить по-настоящему, произнося и соединяя слоги, он начнет только после одного года. Иногда в возрасте 8 или 10 месяцев ребенок вдруг ясно произносит часть фразы, но это необычный случай, который вряд ли повторится.

Наиболее важные моменты в развитии  речи у ребенка

Чтобы закончить тему развития речи в этом возрасте, мы хотели бы подчеркнуть три очень важных момента.

Способность понимать развивается намного раньше, чем умение разговаривать, никто не будет возражать, что к 7 или 8 месяцам ребенок уже понимает определенное количество слов, а часто и целые выражения типа «мы идем гулять» или «послушай, папа идет», а возможно, и фразы, содержащие какие-то более серьезные мысли. Без сомнения, эта способность появляется очень рано.

Когда лежащего ребенка тянут за ручку, он делает усилие, чтобы сесть. Недавно мы наблюдали за малышом, который уже в возрасте 3 месяцев проявлял такую способность. Если, когда он лежал и ничем не занимался, его брали за ручки, то при слове «садись», служившем вербальным сигналом, он делал усилие, чтобы сесть, хотя при этом его ничуть не тянули за руки. Подобное происходило и при сигнале «сейчас будем есть»: хотя мать, которая кормила его грудью, не делала ни малейшего движения, чтобы взять его на руки или расстегнуть кофту, он начинал проявлять возбуждение, беспокойство, свидетельствующие о его нетерпении.

Не удивительны ли такие способности? Грудные дети не перестают нас поражать.

Между 7 и 9 месяцами, а возможно, и раньше, ребенок начинает откликаться на свое имя и поворачивает голову, когда слышит его. Речь идет о стадии, которая намного опережает сознание собственного «я», когда малыш вступает в процесс собственной идентификации.

Речь открывает перед человеком бесконечные возможности. Она играет основополагающую роль в развитии человеческого существа, путем его общения с окружающим миром и «объектами привязанности», в частности с матерью. Можно высказать предположение, что материнская речь, с ее эмоциональной окраской, пониманием, чувствительностью, разумностью, логикой, открывается ребенку как в самом ее содержании, так и манере выражения. Она играет фундаментальную роль в структурировании языка ребенка.