Owoman.ru

Как воспитывать новорожденного

Любимая игрушка

Это может быть медвежонок, кукла или просто лоскуток. Любимый предмет, который малыш повсюду таскает за собой, прижимает к себе, засыпая, берет с собой к врачу, чтобы не так бояться, или в детский сад, когда идет туда впервые. Часто это бывает мягкий плюшевый зверек, но может быть и одеяло, пеленка, косынка, принадлежащая матери и пропитанная ее запахом. Чем этот предмет старее, грязнее и пахучее, тем больше малыш любит его, вам всегда будет очень трудно отобрать его у ребенка, чтобы вымыть или почистить, иногда придется дождаться, чтобы он уснул.

Такая любовь может начаться очень рано. Встречаются малыши, которые в двухмесячном возрасте начинают щебетать от радости, когда видят своего любимого зверька или куклу. Сначала они его просто узнают (это не удивительно в двухмесячном возрасте), но постепенно он становится любимой игрушкой.

Одна девочка, за которой мы долго наблюдали, начала «разговаривать» с одной и той же игрушкой, когда ей было всего 5-6 недель.

Обратите на это внимание, если вы заметите такую привязанность, не отвлекайте ребенка, наоборот, способствуйте этому и постарайтесь иметь эту игрушку (медвежонка или куклу) в двух экземплярах, это облегчит вам жизнь.

Этот предмет играет важную роль в жизни ребенка, действительно, малыш переносит на него свою привязанность, и пределом счастья для него становится пребывание на руках матери с любимой игрушкой в руках. Она утешает его, когда он грустит, без нее он не может заснуть. Если малыш ее где-то забывает - это трагедия, а если находит - счастье. Некоторые дети с полуторагодовалого возраста начинают понемногу забывать в течение дня о своем любимом предмете и берут его в руки только перед сном, другие, наоборот, сохраняют эту привязанность и таскают с собой любимую игрушку до 3-4 лет и даже дольше. В этом нет ничего необычного. Немало детей окончательно забудут о ней только к 6-7 годам, но сохранят любимого медвежонка в углу своей комнаты вплоть до взрослого возраста.

Возникновение тревоги  у новорожденного

Каждый педиатр, наблюдающий за ребенком из месяца в месяц, видит, как меняется отношение к нему малыша, даже независимо от тех маленьких неприятностей, которые доставляет ему врач: прививки, анализы и т.д. Такие же изменения в поведении ребенка замечают родители в отношении других посторонних людей.

До 2-3 месяцев малыш улыбается каждому новому человеку, если он приветлив и говорит негромким, спокойным голосом. Но начиная с этого возраста, ребенок внимательно разглядывает каждого незнакомого человека, словно прежде чем улыбнуться, он хочет сначала узнать его или познакомиться.

В возрасте 5-6 месяцев ребенок уже не улыбается и не лопочет при виде каждого нового лица, он не позволяет приближаться к себе, может резко отвернуться, не идет на руки, не желает даже смотреть в сторону незнакомца и старается прижаться лицом к матери, чтобы спрятаться.

Если же тот отдаляется, ребенок поворачивается в его сторону и охотно начинает улыбаться и «болтать». Сотни раз мне приходилось наблюдать, как у детей в этом возрасте меняется поведение во время консультации в зависимости от того, нахожусь ли я рядом или сижу за столом. Это соответствует описанной Спицем «тревоге восьмого месяца», которая, по моему мнению, чаще приходит раньше, а именно к шести или семи месяцам. Она, безусловно, сопровождает процессы, познавания и узнавания: ребенок очень хорошо знает своих близких, узнает незнакомых людей и защищается от них, укрываясь в объятиях матери, отца или близкого человека, которого он любит.

В настоящее время ведутся споры относительно того, действительно ли существует стадия тревоги, я полагаю, что она имеет место. Винникотт писал: «О ребенке необходимо думать, как о незрелом существе, постоянно находящемся на грани тревоги, о которой мы не имеем ни малейшего представления. Оградить ребенка от этой непонятной тревоги может мать, которая на этой стадии ему жизненно необходима».

Эта общая тревога нормальна, она имеет психологические корни, а одним из признаков развития является более или менее эффективная борьба с ней, сопровождающая формирование всякой личности.

Тревога новорожденного вполне реальна

Родителям, которые сомневаются в реальности этой тревоги, я иногда советую представить себе мироощущение маленького ребенка, поставив себя на его место, вообразив себя на четвереньках, в окружении существ, которые в три или четыре раза выше и весят шестьдесят килограммов.

Для всякого ребенка такая ситуация была бы ужасной, если бы мир взрослых не проявлял теплоты, понимая, дружбы, снисхождения, если бы в нем не было одного, двух или трех знакомых и любимых людей, около которых можно укрыться в случае неприятностей.

Такая тревога, возникающая на шестом месяце, у разных детей проявляется с различной степенью интенсивности и имеет неодинаковые формы. Она отличается по своей силе, длительности, как правило, к 2 годам она проходит. Однако эти различия зависят от условий жизни и воспитания, а для детского врача они служат индикатором самого поведения малыша.

Ребенок, пребывающий только в обществе своих родителей, отличается от ребенка, который живет в большой семье и общается со многими людьми или который с удовольствием посещает хорошие ясли.

Существуют большие различия в качестве привязанности детей к своим близким, что и обусловит главным образом влияние этой тревоги на дальнейшее развитие малыша - будет она оказывать позитивное воздействие либо, наоборот, примет патологический характер.

Исчезновение тревоги совпадает с изменением поведения ребенка к двухлетнему возрасту, когда из малыша он превращается в маленького ребенка и становится относительно независимым, более предприимчивым, способным очень легко вступать к теплые и доверительные отношения с посторонними людьми.

Понятие «постоянного предмета» для новорожденного

К 7-8 месяцам ребенок свободно манипулирует знакомыми предметами, узнает их, некоторым из них отдает предпочтение и даже отыскивает их. Это позволяет предположить наличие постепенно формирующегося мыслительного процесса, который является основой умственной деятельности ребенка.

Если вы забираете у пятимесячного малыша пустышку и прячете ее под салфеткой, он плачет, ворочается, сердится, особенно если голоден, но ему не приходит в голову поискать пустышку: исчезнув из поля зрения и будучи вне осязательной досягаемости, она словно перестает существовать.

Повторите этот опыт, когда ребенку исполнится 7 месяцев, он приподнимает салфетку и находит свою пустышку или, если вы ее спрятали украдкой от него, малыш ищет ее глазами и пытается найти. Существуют все доказательства тому, что в этом возрасте, а возможно, и раньше, у ребенка складывается ментальное представление о предметах, понятие о том, что они существуют независимо от него, даже если он их не видит и не может потрогать. Включается интеллектуальный механизм, позволяющий ему создать «мысленный образ» предмета, который может вызвать разные по силе (приятные или неприятные) ощущения.

Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что эта фаза совпадает с возникновением тревоги и началом сильной привязанности ребенка к знакомым ему людям, в частности к матери, которую он способен представить себе, которую он помнит и которая связана для него со всеми приятными ощущениями - насыщения, заботы, ласки и внимания.

Ее отсутствие или уход могут стать источником беспокойства и страдания, так как малыш еще не способен понять, что она скоро вернется. Чтобы осознать это, потребуется еще много времени, необходимого для формирования других механизмов мышления.

Такая способность ментального представления, названная женевским психологом Жаном Пиаже «понятием о постоянном предмете», как будто и являет собой начало формирования процесса мышления, свойственного человеку, который позже выразится в способности идентифицировать и называть словами эти представления.

О чистоте с новорожденным говорить пока рано

Понятие о чистоте ребенок приобретает в среднем между 20 и 28 месяцами, иногда немного раньше или позже. Только в этом возрасте малыш способен осознать свою потребность в естественных отправлениях и сообщить об этом окружающим, понять необходимость отвечать действием на эту потребность в отведенном для этого месте и испытывать удовольствие от того, что предприятие удалось.

Пытаться привить чистоплотность 8- или 10-месячному ребенку, заставляя его сидеть на горшке, даже если это ему нравится, и проводить на нем бесконечное количество времени, является признаком неправильного воспитания, вредной и бесполезной дрессировки. У некоторых детей стул бывает регулярно после утренней и дневной еды, в этом случае, сидя на горшке, при условии, что малыш удобно сидит, он испытывает комфорт и удовольствие, но нет уверенности, что он будет вести себя так же в возрасте полутора лет. Иногда ясли способствуют привычке к чистоте больше, чем домашняя среда, так как малыш подражает другим детям. Но еще многие считают естественным начинать обучение к концу первого года жизни. Это не желательно: лучше начинать в год и четыре месяца или в полтора года. Отнеситесь с вниманием к этому вопросу, если за малышом ухаживает кормилица или прислуга, которые могут с этим поторопиться.