Owoman.ru

Память новорожденного

Когда новорожденный бодрствует, в его первозданном мозге все отпечатывается. Чем больше его стимулируют, тем лучше развиваются его способности. Вам известно, с какой быстротой дети запоминают и заучивают все новое, гораздо легче, чем взрослые. Новорожденный же запоминает еще быстрее, чем ребенок постарше. У новорожденного малыша сказочные способности к запоминанию.

Новорожденный быстро все запоминает

Опыты показали, что новорожденный в возрасте 45 часов способен через 10 часов после предъявления вспомнить условный ответ. Например, он поворачивает голову направо и получает соску под звуки какой-либо музыки, при повторении музыкальной фразы, он способен повторить это движение. Ребенок в возрасте 20 дней сохраняет в памяти воспоминание десятидневной давности, а малыш в возрасте 11 недель даже через месяц узнает поощрительный сигнал, если все происходит точно так же. Малыш может запомнить какой-нибудь особенный момент. Я вспоминаю о маленьком мальчике в возрасте пяти недель, которому однажды вечером отец впервые дал соску. После этого он немного резко положил его себе на плечо и малыша вырвало. Спустя несколько недель после этого случая ребенок все еще отказывался от соски, когда ее предлагал отец.

Новорожденный узнает вас

Почему я с такой настойчивостью рассказываю вам о ранних способностях ребенка? Это позволяет с пониманием отнестись к его первоначальному развитию, которое играет значительную роль в формировании будущего характера, умственных возможностей и эмоциональной сферы.

Новорожденные наделены значительно большими ранними способностями, чем предполагали прежде. Через 5-6 дней после рождения малыш способен узнавать запах подмышки и груди матери, вкус ее молока. Он чувствует разницу между молоком матери и молоком другой женщины.

Долгое время я думал, что новорожденные начинают узнавать голос в возрасте 6 недель. Я наблюдал за маленькой девочкой, мать которой рассказывала мне, что та закрывала глаза и морщилась, когда слышала голос своего двухлетнего брата, обычно досаждавшего ей. Но эта способность развивается значительно раньше. С уверенностью можно сказать, что малыш узнает голос матери, а позже, начиная с возраста 3-х недель, а возможно, и раньше, различает интонации.

То же самое относится и к зрению. Он узнает материнские черты уже в возрасте 5 или б недель, может быть, и еще раньше. Были проведены опыты, когда младенцу в этом возрасте показывали его мать, но говорящую голосом другой женщины. Ребенок был совершенно дезориентирован этим несоответствием, беспокоился и чувствовал себя «не в своей тарелке». Также, если вместо улыбающегося он видит серьезное лицо матери и она не говорит ему ничего приятного, это приводит ребенка в состояние сильного дискомфорта, что выражается его поведением и взглядом. То же самое происходит, если он видит мать в темных очках и шляпе, и она молчит, ребенок с трудом узнает ее, и его беспокойство не вызывает сомнения.

Память новорожденного развивается благодаря его чувствам

Таким образом, малыш узнает вас благодаря своему слуху, обонянию и зрению, если в вашем облике или поведении что-то резко меняется, он это улавливает и переживает, можно даже сказать, что это его приводит в шок...

Узнавание, конечно, не означает, что младенец говорит себе: «Посмотри, вот твоя мама»! Но в его мозге уже появилась связь между вашим лицом, голосом, заботами, которыми вы его окружаете, и удовольствием, которое вы ему доставляете, когда кормите и ласкаете. Именно так формируются первые представления и первые связи, из которых складывается привязанность.

Я помню о тройняшках, за которыми долго наблюдал. Двух месяцев от роду одна из малышек спокойно принимала соску, которую ей давал отец, но если в этот момент мать входила в комнату, держа на руках одну из ее сестренок, которую она тоже кормила, первая переставала сосать и упрямо отказывалась продолжать кормление с отцом, без сомнения, предпочитая, мать. А ей было всего только 2 месяца!

Как взаимодействовать с новорожденным ребенком

Все, о чем мы говорили, помогает общению, диалогу, или, как теперь говорят, близкому взаимодействию между вами и малышом, между малышом и другими членами семьи.

Малыши с очень раннего возраста способы к подражанию. Разумеется, вы видели на страницах газет и журналов фотографии новорожденного, который открывает рот, высовывает язык и закрывает глаза, имитируя свою мать. За последние 10-15 лет врачи, наконец, пришли к выводу, что стоит заострить внимание на этой замечательной способности, которая дает возможность ребенку, если его проявления находят ответную реакцию, поверить в собственные силы и возможности, как говорят, «ребенок, смотрящий на свою мать, видит ее глаза, но он также видит, что она на него смотрит». Одним из путей общения наряду с физическим диалогом, называемым так же тоническим, является еще и словесный диалог.

Для взаимодействия с новорожденным необходим постоянный контакт

Диалог путем физического контакта - это ваша манера брать ребенка на руки, то как вы его держите, как управляетесь с ним, как он прижимается к взрослому, который им занимается. Новорожденных всегда нужно крепко держать, но прикасаться к ним нужно с большой нежностью, жесты должны быть спокойными и медленными. Если вы слишком быстро переворачиваете ребенка, при этом немного резко опускаете его в кроватку, то можете заметить отстраняющее движение рук и беспокойный и встревоженный взгляд малыша, он может даже начать очень сильно кричать. Он очень маленький, поэтому нужно всегда обращаться с ним с большой мягкостью. Мы уже останавливались на роли массажа и телесного контакта.

Словесный диалог начинается очень рано, задолго до того, как ребенок начинает говорить. Как мы уже заметили, дети внимательно слушают, начиная с рождения, с возраста 4 недель малыши начинают производить отдельные звуки, называемые «лепетом», не похожие ни на крик, ни на плач.

Они начинают лепетать «ба», «бе», «ме». Когда вы разговариваете с ребенком, повторяете слоги, которые он сам произносит, вы на самом деле беседуете с ним. Вы делаете это инстинктивно, когда кормите его грудью, купаете, прижимаете к себе, для него же это очень важно: понемногу разовьется его собственная речь, а пока он слушает собственный лепет и получает от этого огромное удовольствие, прислушиваясь к вам, он постепенно начнет имитировать звуки вашей речи. Он наделен значительными способностями в различении и имитации звуков, ведь с самого рождения ребенок гораздо чувствительнее к материнской речи, нежели к чужой (к этому вопросу мы вернемся в главе, посвященной психоэмоциональному развитию ребенка).

Глухие малыши так же, как и другие дети, начинают лепетать, но очень быстро, в 3 или 4 месяца, прекращают это делать, потому что не слышат звуков, которые производятся ими самими, и у них нет модели для имитации. Необходимо выявить глухоту как можно раньше, чтобы сразу же начать лечение, так как за глухотой приходит немота, несмотря на то что малыш наделен всеми возможностями говорить.

Как новорожденный взаимодействует с вами

Разумеется, новорожденные кричат и плачут. Это способ их самовыражения, который что-нибудь да означает. Долгое время не обращали внимания на тот факт, что малыши плачут по вечерам, часто в одно и то же время, иногда с приходом ночи. Этот плач трудно объяснить, многие педиатры, возможно, ошибочно видели причину в появлении вечерней колики, но это, наверняка, связано с биологическим ритмом в соответствии с цикличностью день-ночь.

Кроме подобного плача неопределенной природы у ребенка есть еще по крайней мере набор из пяти или шести видов плача, с помощью которых он выражает свои нужды и эмоции. Внимательные родители очень быстро начинают понимать их: голод или жажда, желание спать или боль, испытываемое неудобство, приглашение пообщаться.

Все еще распространено мнение, что дети плачут из-за капризов, и нужно их понемногу воспитывать, оставляя плач без внимания. Это неправильно. Взрослый человек не должен вести себя с ребенком в возрасте 6-12 недель так же, как с десятилетним мальчиком или18-летним юношей.

С детьми всегда нужно вступать в диалог, для малышей это тоже очень важно. Нужно отвечать на их просьбы. Все исследования показывают, что дети, которых не заставляли плакать понапрасну, но в то же время к которым и не бросались при первом же писке, обычно вырастают спокойными и не создают проблем. Именно в этом и состоит значение того, что называют «правильным взаимодействием» между родителями и новорожденным. С самых первых часов между матерью и ребенком устанавливается взаимодействие, то есть общение, в котором ребенок занимает, пожалуй, не меньшее место, чем взрослый.

Как правильно взаимодействовать с новорожденным

Современные исследования показывают, насколько велика роль малыша, готового к этому общению и требующего ответы на свои просьбы, и каково значение правильного реагирования на эти просьбы. Этот предмет был изучен на примерах того, как ребенку дают грудь, как родители способны ответить на просьбу ребенка оставить его в покое, дать ему отдохнуть или, наоборот, пообщаться. Сначала ребенок нуждается в том, чтобы ему помогли организовать его собственную спонтанную деятельность и чередовать периоды покоя, голода и активности. Главное - не нарушать ритм этих чередований.

Моменты общения занимают пока еще очень немного времени. Для новорожденного значима каждая секунда, за несколько минут или секунд может произойти масса событий. Постарайтесь прочувствовать, ощутить естественные реакции своего малыша и в соответствии с ними моделировать свое поведение: например, не тормошите малыша, когда он хочет спать, постарайтесь успокоить его, если он тревожится, утолите его голод или снимете боль.

Я полностью ручаюсь, хотя еще несколько лет тому назад я не осмелился бы этого утверждать, что такое отношение родителей способствует формированию спокойных, с характером, легких приятных детей, которые к тому же и хорошо спят. После многолетней практики я убедился в том, что отношение окружающих к ребенку в первые недели его жизни и реакция взрослых на поведение малыша оказывают, действительно, очень сильное влияние на формирование основ его поведения: аппетит, спокойствие или беспокойство, хороший сон или нет, довольный вид и активность или хмурый вид и раздражительность. Все зависит от того, насколько правильно близкие реагируют на спонтанное поведение ребенка, на его просьбы и нужды, конечно, с учетом индивидуальных особенностей (а они весьма значительны). Отчасти именно это регулирует настроение ребенка.

Новорожденный появляется на свет уже наделенный чувствами и эмоциями: испуг и страх, удовольствие или неудовольствие, которые выражаются мимикой, голосом, различными движениями, он даже чрезмерно чувствителен и плохо контролирует свои реакции. Матери ощущают это интуитивно. Врачи начинают это признавать. А совсем немного времени тому назад полагали, например, что новорожденный нечувствителен к боли.

Осознание существования всех этих феноменов приводит к тому, что мы начинаем относиться к крошечному созданию, как к полноправной личности, и уважать ее.