Owoman.ru

Какие правила этикета приняты в отношении украшений?

Из всех элементов дресс-кода наиболее сильны традиции старого этикета в отношении украшений, которые подчёркивали социальный статус человека. И неудивительно, ведь эти ценности пережили несколько поколений хозяев и целые исторические эпохи. Ореол традиций вокруг украшений связан и с тем, что издавна они служили магическими талисманами. К тому же украшения были и остаются «знаками», не имеющими практических функций. Как и тысячу лет назад, они символизируют достаток и социальное положение своего владельца. В последнее столетие по украшениям судят прежде всего о вкусе того, кто их носит.

Ювелирное искусство

Ювелирное искусство зародилось гораздо раньше, чем люди научились добывать золото и огранивать драгоценные камни. Знаками отличия в первобытном обществе служили специально обработанные кости, когти и зубы животных, глиняные изделия, птичьи перья.

Эти материалы остались в обиходе и тогда, когда появились настоящие драгоценности. Расписные деревянные броши и бусы, окрашенные перья, яркие костяные и деревянные пуговицы использовались в национальном костюме многих народов, в том числе и в России. Так формировалось различие между статусными украшениями, подчёркивающими богатство и знатность (ими постепенно становились исключительно драгоценные камни и металлы), и предметами, которые носят только для красоты.

Последние стали прародителями нынешней бижутерии.

Фараоны в Древнем Египте уже использовали золото, но в него вставлялись фрагменты цветного стекла, ценившегося гораздо дороже. В те времена стекловидные пасты, которые люди только научились изготовлять, были самым ценным изделием, доступным лишь правящей элите. С развитием стеклодувного ремесла украшения из цветных шариков или жгутов стали очень популярны и... потеряли статус драгоценностей.

Какие правила этикета приняты в отношении украшений?

Однако в Киевской Руси, например, женщины всех сословий с удовольствием носили стеклянную бижутерию - витые браслеты и бусы.

С XVII в. ювелирными украшениями окончательно стали считать лишь изделия из драгоценных металлов и камней. Драгоценности выставляли напоказ, демонстрируя своё богатство, их передавали по наследству и дарили в знак особой милости. В романе Александра Дюма «Три мушкетёра» рассказана вполне типичная для Европы тех времён история о подвесках королевы Анны, из-за которых разразилась война между Францией и Англией.

Какие правила этикета приняты в отношении украшений? До XIX в. мужчины и женщины в равной степени осыпали себя золотом и самоцветами. Кольца, браслеты и серьги, драгоценные пуговицы, застёжки, пряжки на обуви весьма условно делились на мужские и женские. Потому современников «трёх мушкетёров» не удивляло, что герцог Бекингем прикрепил к своему парадному костюму подвески, прежде принадлежавшие Анне Австрийской.

Ситуация начала меняться в эпоху зарождения капитализма, когда миновала мода на праздность и мужчины стали активно заниматься разнообразной деятельностью. Кардинально изменился и мужской гардероб. Вместе с пышными, неудобными нарядами ушли в прошлое перстни, украшавшие все пальцы, серьги, драгоценные камни на одежде и т. п. Мужской костюм приобрёл строгость цвета и покроя. Дорогие безделушки исчезли, уступив место вещам солидным и полезным, например хорошим часам, письменным приборам. Из украшений сохранились лишь запонки, булавки для галстуков и, в виде исключения, фамильные перстни.

Но мужчинам по-прежнему требовалось демонстрировать своё богатство и статус. Такой «витриной успеха» стала женщина. Жёны и дочери знатных людей не могли появиться на людях без драгоценностей, соответствующих положению их семьи. Чтобы скрыть от общества материальные проблемы, люди брали эти драгоценности напрокат, одалживали, подделывали, закладывали за них имущество.

К середине XIX в. окончательно сложился новый европейский этикет ношения украшений, отчасти действующий и поныне.

Тогда было чётко определено, в каких ювелирных изделиях следует являться ко двору, ходить в гости, что дарить близким или высокопоставленным лицам. В этих нормах также учитывались символика камней и то событие, для которого они предназначались.



РЕКОМЕНДУЕМ