Owoman.ru

Как ребенок начинает познавать окружающий мир

С трехмесячного возраста малыш начинает исследовать свое тело. На этой стадии развития он играет со своими руками и подолгу разглядывает их: лежа на спине, он поворачивает, крутит их перед глазами и медленно шевелит ими. Это занятие его будет очень интересовать на протяжении 3 или 4 недель, а прекратит он его, как только научится хватать предметы, - обычно к 4,5-5 месяцам. Если он продолжает и дальше рассматривать свои руки, это тревожный сигнал. Умственно отсталые дети делают это вплоть до 7 или 8 месяцев.

Познание мира ребенком начинается с познавания самого себя

С началом хватания вид деятельности меняется. Часто малыш начинает исследовать свое тело с ног, которые он подносит ко рту. Какая гибкость и ловкость! Он изучает свое тело как с помощью пальпации, так и с помощью этих движений, имеют значение также внутренние (приятные или неприятные) ощущения, например связанные с пищеварением.

Одновременно с манипуляциями конечностями, обычно в 5-6 месяцев, начинается знакомство с половыми органами. Маленькая девочка пытается рассмотреть свою вульву и трогает клитор, мальчик хватается за половой член (иногда даже слишком резко) и рассматривает его, как будто спрашивая себя о чем-то. В этом возрасте малыши исследуют и другие части своего тела, которые кажутся им загадочными - пупок, соски, уши.

Дотрагиваясь до половых органов, малыш получает приятные ощущения. Это доставляет ему больше удовольствия, чем манипуляции с пальцами ноги или ухом. Не удивляйтесь, если у мальчика время от времени будет возникать эрекция, а у девочки вы иногда заметите элементы мастурбации. Все идет нормально, «первичная мастурбация» - преходящее явление при условии, что ребенок развивается нормально и не страдает от недостатка вашей любви.

Малыш шаг за. шагом, но достаточно быстро аккумулирует эти знания, что приводит к формированию у него представления о собственном телесном образе, которое дополняется наблюдениями за окружающими. Вы заметите, что все это происходит к 6-8 месяцам. В этот период в ребенке появляется тревога, связанная как раз с этим познанием.

Некоторые исследователи выделяют еще одну стадию развития ребенка, появляющуюся к 8-му месяцу жизни, - это стадия зеркала. Малыш в этом возрасте смотрится в зеркало и узнает себя. Немного позже он начинает гримасничать, махать перед зеркалом разными предметами, смотрясь в него, а потом со смехом отворачиваясь. Стадия зеркала дополняет его самопознание, полученное с помощью манипуляций частями своего тела и внутренних ощущений. Это начало важного этапа осознания самого себя как независимого существа.

Импульсивная деятельность ребенка как способ познания окружающего мира

Щенок, зарывший в саду косточку, отыскивая ее на следующий день, не говорит себе: «Пойду-ка я поищу мою косточку». Он подчиняется некому импульсу, порождаемому ментальным представлением.

Зовущий свою мать восьмимесячный ребенок не говорит себе: «Я зову маму, чтобы мне не было скучно». Он подчиняется импульсу, происходящему, без сомнения, из чувства удовольствия, связанного с ментальным представлением о матери (термин «импульс» мы используем здесь в обычном смысле слова, а не как психоаналитическое понятие).

Ребенок в возрасте полутора лет, в магазине бросающийся в истерике на пол, если мать отняла у него взятую с полки игрушку, не говорит себе: «Дай-ка я рассержусь, это досадит моей маме, и она, может быть, купит мне игрушку». Он этого не думает, но его поведение означает именно это.

Взрослые чаще всего объясняют себе поведение маленького ребенка, как проявление его желаний, которые обусловлены его естественными потребностями (голод, сон), или как проявление несогласия и «капризы». Они полагают, что ребенок, только что начавший говорить, может ясно выразить свои желания и потребности. Но пройдет еще много времени, прежде чем ребенок сможет это выразить словами, да и взрослые вряд ли всегда могут сделать это.

Итак, такие элементы поведения ребенка в начальный период его жизни, как плач и крик, выражают его желания и нужды. Родители должны научиться правильно понимать их, если они и понимают значимость крика и плача, то привыкнуть к мысли что само поведение маленьких детей имеет определенный смысл, взрослым часто бывает трудно. Это первый и очень важный момент.

Способы импульсивной деятельности

Второй момент касается способа деятельности малыша.

Выше мы уже говорили, что его импульсивная деятельность является результатом его ощущений, эти импульсы вызываются ментальными представлениями и связями, которые сложились в его голове, начиная с самого рождения.

С первого дня жизни и даже на последних месяцах беременности каждое действие, контакт, внешняя стимуляция оставляют след в мозге ребенка. Между этими различными событиями уже в самом начале его жизни устанавливаются связи, формируются условные рефлексы.

Когда малыш в 2 или 3 месяца от роду закрывает глаза и втягивает голову в плечи, услышав голос своего старшего двухлетнего брата, который постоянно ему досаждает, он делает это совершенно непроизвольно.

Когда же 8-месячный ребенок начинает проявлять признаки радости, услышав, как отец поворачивает ключ в замочной скважине, он не говорит себе «мой папа пришел», но от ощущения прихода отца он становится счастливым.

Импульсивная деятельность ребенка и его мышление

Позже, начиная с полутора- или двухлетнего возраста, он начинает думать, что заставляет его сформулировать идею, размышлять над ней и принять решение.

Но даже после того, как ребенок обучился такому способу мышления, позволяющему ему принимать решение о каком-либо действии сознательно, у него сохраняется импульсивный способ деятельности, который еще долго будет управлять его активностью.

Следы этой импульсивной деятельности остаются и у взрослых: простым примером может служить взрыв беспричинного или обусловленного чем-то гнева, который невозможно сдержать.