Owoman.ru

С чего следует начинать свой бизнес?

Учась в колледже, мы постоянно говорили о том, что неплохо было бы организовать общий бизнес, и эта мечта никогда нас не покидала. И вот однажды мы задали себе вопрос: «Что раздражает нас в жизни и что мы могли бы сделать, чтобы она стала легче и лучше?» Довольно утопический и несколько упрощенный образ мышления, но на самом деле весьма убедительный. Этот разговор состоялся во время долгой поездки на автомобиле к морю. Нам надо было убить пятнадцать часов времени, и мы стали обсуждать мучившие нас вопросы, стараясь разобраться в том, чего же все-таки хотим. Мы пришли к выводу, что нужно дать людям то, от чего мы и сами бы не отказались, но чего на рынке явно недостает. Мы жили как и все горожане: много работали и веселились, зная, как трудно хотя бы отчасти компенсировать наш нездоровый образ жизни. Например, возвращаясь домой после вечеринки, куда проще и легче подкрепиться вредным для здоровья кебабом, чем искать заведение, где в такое время суток подают и полезную пищу. Мы понимали, что с такой же проблемой сталкиваются многие другие люди. Поэтому у нас возникло несколько идей, но к концу поездки мы все-таки остановились на соках. Мы решили: да, это действительно хорошая идея, и мы действительно могли бы справиться с таким делом.

Поездка эта состоялась у нас в 1998 году, но родившаяся в результате компания «1ппо-cent Drinks» стала явью лишь весной 1999 года. Мы еще несколько месяцев продолжали работать там, где работали, занимаясь новым бизнесом лишь в свободное время. Первым делом мы провели исследование рынка. Я ходил по магазинам и разговаривал с владельцами, пытаясь понять, какие продукты их интересуют, а затем мы начали налаживать отношения с поставщиками фруктов.

 К лету 1998 года мы освоили технологию изготовления соков (замучив своих друзей и знакомых, которым приходилось быть дегустаторами) и в один прекрасный день купили фруктов на 500 фунтов, приготовили из них соки и стали угощать прохожих из палатки, на которой красовался огромный плакат с вопросом «Стоит ли нам бросить работу?». Мы просили людей пробовать наши соки и голосовать пустыми стаканчиками, бросая их либо в мусорный бак с надписью «Да», либо в бак с надписью «Нет». К концу мероприятия бак «Да» оказался полон до краев, а бак «Нет» – почти пуст.

На следующий же день мы уволились. Это было в августе, и мы рассчитывали выйти на рынок в сентябре. Разумеется, времени потребовалось гораздо больше, чем мы думали. Это был трудный для нас период: мы жили в кредит. Мы уже не ходили по вечеринкам, а силы поддерживали кукурузными хлопьями и супом. Поначалу это было даже интересно, но после шести месяцев такой аскетической жизни мы стали спрашивать себя: «Боже, когда же это кончится и мы наконец откроем наше предприятие?» Все это время мы искали инвесторов, но банки никакого интереса к нашей идее не проявляли. Больших инвестиционных перспектив они в нас не видели – они видели лишь троих молодых энтузиастов, которые не имеют никакого опыта в этой сфере деятельности.

В конце концов мы начали обращаться за деньгами ко всем подряд, засыпая знакомых электронными письмами с одним и тем же вопросом: «Нет ли у вас богатых знакомых?» И однажды мы получили ответ от человека, с которым Джон когда-то работал. Этот человек написал нам, что знает некоего Мориса Пинто, 65-летнего инвестора, который, однако, предпочитает вкладывать деньги в стабильные, а не в зарождающиеся компании. Но мы все-таки попробовали к нему обратиться. Мы выслали ему наш бизнес-план, а потом договорились о личной встрече. Дело кончилось тем, что Морис согласился профинансировать наше предприятие, и хотя прибыль мы начали получать лишь на третий год работы, на лучшее мы и не рассчитывали. А в дальнейшем дела пошли даже лучше, чем мы предполагали.

В ближайшее время мы вообще не ждем от бизнеса максимальной прибыли. Разумеется, предприятие должно приносить прибыль, но главное не в этом, а в том, чтобы мы могли гордиться своим делом. Мы хотим выпускать такие соки, какие делали бы для себя дома. Наш успех объясняется тем фактом, что мы до сих пор являемся единственной компанией, которая разливает в бутылки 100-процентные свежие соки – выдавленные из экологически чистых фруктов, гарантированно не содержащих пестицидов. Все другие производители добавляют в соки сахар и воду, чтобы увеличить объем, или используют концентраты. Наши соки стоят, конечно, дороже, но покупатели разбираются, что к чему.

Мы целый год потратили на поиск подрядчика, который мог бы делать соки того качества, которое нам было нужно. С точки зрения старожилов пищевой промышленности, мы были просто сумасшедшими. Зачем нужна свежая клубника, если можно использовать клубничный ароматизатор? Но я терпеть не могу, когда к делу относятся как к источнику доходов, а не как к источнику радости. У нас работают люди, которые являются нашими единомышленниками и которые ни за что на свете не согласились бы работать, скажем, в табачной промышленности. И это дополнительное очко в нашу пользу.

Мы Морису его вклад так и не выплатили, и он до сих пор остается нашим пайщиком. В 2004 году оборот «Innocent Drinks» достиг 15 миллионов фунтов – так что с теми временами, когда нам приходилось питаться сухими завтраками и жить по кредитным карточкам, покончено. Мы прошли колоссальный путь, но больше всего на свете боимся стать такими же, как все, «средними», и потому продолжаем уделять деталям самое пристальное внимание.

Наше самое большое желание – сделать наш небольшой соковый брэнд любимцем всей Европы. Мы не перестаем думать о том, что еще можно сделать, чтобы наша продукция была еще лучше. Мы не хотим быть самой крупной компанией; мы хотим быть лучшими и следим за тем, чтобы наши соки были абсолютно свежими, натуральными – и очень вкусными!

Соки «Innocent» действительно самые лучшие! Эта компания находится далеко впереди конкурентов. Мне нравится их юмор: в списке ингредиентов упоминаются десять камешков, а в самом низу сказано, что это всего лишь шутка. Мне нравится вкус и качество этих соков. Мне нравится, как владельцы «Innocent» относятся к своим покупателям и служащим. И мне очень импонирует то, что значительную часть прибылей они направляют на восстановление бразильских лесов. Вот что можно прочитать на их картонных коробках под заголовком «Хорошо быть хорошим»: «Производство вкусных напитков – дело хорошее, но еще лучше то, что оно дает возможность помогать людям.

В этих целях мы учредили благотворительный фонд "Innocent Foundation", который занимается финансированием неправительственных организаций в тех странах, откуда мы получаем фрукты. Доходы данного фонда напрямую зависят от того, сколько соков мы продаем, поэтому чем больше вы пьете, тем больше помогаете людям». Ниже дается панорамная фотография бразильского леса и кружком обведен участок, показывающий, куда направляются ваши деньги. Когда ты сознаешь, сколько пользы принес, купив сок марки «Innocent», другие, «обыкновенные», покупать уже и не хочется. Ведь это «всего лишь» соки – какой интерес?