Owoman.ru

Почему бывают спокойные и беспокойные дети

Обычно дети при рождении еще не имеют тех положительных или отрицательных качеств, которыми обладают взрослые. Никто не появляется на свет ленивым или работящим, добрым или злым, послушным или неуправляемым.

Конечно, случаются и исключения, обусловленные серьезными нарушениями, например хромосомными аномалиями, когда дети уже рождаются умственно отсталыми, с характером и поведением, отличными от нормы.

Поведение ребенка может быть обусловлено его болезнью

Дети, страдающие болезнью Дауна, имеют, как правило, характер мягкий, добрый и легко управляемый, при других же заболеваниях часто наблюдаются тяжелый характер и повышенная раздражительность. Отражение аномалии на характере и настроении ребенка, без сомнения, связано с химическими изменениями в организме, являющимися ее последствиями.

Не всем профессионалам, занимающимся детьми-инвалидами, хорошо известно, как сделать наиболее эффективной помощь, которую получает ребенок. У таких детей наблюдаются сложные и серьезные нарушения, сопровождающиеся значительными изменениями в обмене веществ, что и объясняет резкие перемены их поведения. Если ребенок воспитывается в нормальных условиях, эти серьезные нарушения обмена веществ не являются помехой.

Педиатру предоставляется уникальная возможность наблюдать за ребенком с самого его рождения, часто он хорошо знаком с его родителями, следит за развитием ребенка, он может проанализировать его поведение и поразмышлять о роли семейных отношений.

Почему здоровый ребенок может быть беспокойным

Например, некоторые дети много плачут, почти постоянно. Они успокаиваются только тогда, когда их берут на руки, они даже на руках засыпают с трудом и могут проснуться через несколько минут после того, как их опустили в кроватку. Это раздражительные дети, они редко бывают спокойны, плохо спят и едят, производят впечатление больных.

Такие дети становятся все требовательнее, и, если не предпринимать никаких мер, отношения с ними продолжают осложняться. Начинать же нужно с исключения физической причины, в частности нарушения пищеварения (например, срыгивание или непереносимость какой-либо пищи). Но если ребенок не срыгивает и у него нет поноса, то стоит подумать о причине психологического характера.

Несколько лет тому назад у меня была возможность понаблюдать за тремя новорожденными малышами - первенцами в своих семьях. Все они были очень возбудимы, вздрагивали, много и часто плакали, плохо спали, и все это в возрасте 4-5 недель. Их матери были неуравновешенны, неловко обращались в детьми, суетились, проявляли неуверенность, внушили себе, что не в состоянии справиться со своими обязанностями. Во всех трех случаях ситуация изменилась после того, как женщины успокоились и научились более разумно заниматься своими детьми.

Постепенно дети становились спокойнее, меньше раздражались, лучше если и спали. А к 4 месяцам они стали совершенно нормально себя вести, хотя и оставались немного возбудимыми.

Как поведение родителей сказывается на поведении детей

Медсестры, занимающиеся детьми в родительном доме и наблюдающие за ними с самого рождения, очень рано начинают замечать, как поведение матери сказывается на состоянии ребенка. Им известно, что у беспокойной и постоянно тревожащейся матери бывает возбужденный ребенок.

Недавно нам довелось наблюдать за малышом, который в возрасте одного месяца стал раздражительным, плаксивым и капризным. За ним ухаживала кормилица, которая сама проявляла беспокойство, тревожилась по малейшему поводу и в то же время действовала слишком резко, была излишне болтлива, редко оставляла ребенка в покое и перекармливала. Умная и очень чувствительная мать разобралась в ситуации. Она, указав кормилице на ошибки, сама стала больше заниматься ребенком в часы кормления и укладывания спать. Через несколько недель все пришло в норму, а в 3 месяца это был спокойный, безмятежный ребенок, который хорошо спал и больше не срыгивал.

Если ребенок беспокоен, возможно он относится к гиперчувствительным детям

Бывают и другие дети, эти случаи подробно описаны Бразельтоном, который называет их гиперчувствительными. Они часто плачут и плохо контактируют с матерью, отворачиваются, отводят взгляд, у них отсутствующий вид, нахмуренные брови, с ними трудно общаться, хотя и отец, и мать делают все возможное, чтобы установить самые лучшие отношения с малышом. Часто они обвиняют себя понапрасну, так как поведение ребенка отнюдь не связано с их отношением к нему. В этом случае речь идет о детях, которые плохо реагируют на разные виды стимуляции в одно и то же время.

Будучи гиперчувствительными, они могут отвечать только на один тип общения: вы должны либо ласкать их, либо держать на руках, либо смотреть на них, либо разговаривать с ними, но только не все сразу. При переутомлении они замыкаются в себе и отгораживаются от внешнего мира. Им необходимо побольше покоя и строгий режим, вести себя с такими детьми нужно очень мягко, это относится как к голосу, так и к жестам. Если вы будете поступать таким образом, то общаться к ребенком будет все легче и легче, а малыш станет вести себя нормально, и сам будет привлекать ваше внимание.

На этом, может быть, немного утрированном примере мы хотели показать, как быстро складывается тип поведения малыша (можно назвать целый ряд таких типов) и как разумно должны отнестись к этому родители, чтобы приспособиться к ребенку и войти в его ритм.

Обобщая наши наблюдения и результаты более ранних исследований, например касающихся гиперчувствительных детей, мы пришли к выводу, что развитие ребенка зависит от множества факторов, включающих: врожденные индивидуальные особенности, в том числе связанные с наследственностью, естественное поведение родителей, способность родителей адаптироваться к самому малышу, каким бы он ни был, чтобы научиться понимать его нужды.

Беспокойные дети - особенности темперамента ребенка

Если у спокойной, уравновешенной и уверенной в себе матери ребенок раздражительный и гиперчувствительный, то она располагает всеми возможностями, чтобы сделать малыша похожим на себя. Но с таким же успехом может произойти и обратное.

Наука много внимания уделяет врожденным особенностям, мы узнаем о них все больше и больше. Создается впечатление, что эти особенности главным образом касаются нейрофизиологии: раздражительность, скорость реакций на стимуляцию, способность торможения, возможности памяти. Мы начинаем познавать анатомические различия на микроскопическом уровне, а также физиологию нервной системы, с которыми связываем все многообразие индивидуальностей. Не каждый может обладать скоростью Борга, быть космонавтом или летчиком-истребителем.

Понемногу мы начинаем возвращаться к понятию «темперамента», что помогает нам лучше понять основы индивидуальных особенностей поведения. Но нам кажется, что это ни в коем случае нельзя связывать с «моральными» качествами личности, которые складываются на протяжении всего развития ребенка.

Существуют проявляющиеся сразу после рождения различия между мальчиками и девочками, которые зависят не только от социальных причин, как это доказывали некоторые теоретики воинствующего феминизма лет двадцать назад.

Другими словами, не все сводится к окружению, хотя взаимодействие с окружающими и является главным фактором, влияющим на характер ребенка.