Owoman.ru

Какие существуют принципы телефонного этикета?

Общение по телефону диктует людям строгие нормы, потому что оно более формально и не подкреплено такими невербальными элементами, как взгляды, жесты, мимика. Мы не знаем, в каком настроении и состоянии духа находится наш собеседник, не можем наблюдать его реакцию или контролировать, кто ещё кроме прямого адресата слышит наши слова.

Удобство телефона в том, что у вы можете связаться с человеком в любую минуту. Однако для вашего собеседника эта минута может оказаться не самой удобной.

Какие существуют принципы телефонного этикета? В некоторых странах Запада частные телефонные звонки регламентируются этикетом почти так же строго, как личные визиты. Проще говоря, позвонить человеку без предварительной договорённости (или без серьёзной причины) считается таким же нарушением приличий, как явиться в дом без приглашения. В Украине нравы более простые, но всё же следует помнить о деликатности. Звонить просто для того, чтобы поболтать, можно лишь близким людям, и то если вы уверены, что они будут рады вашему звонку.

История телефонного аппарата

Первые телефоны были скорее предметом роскоши, чем средством связи. В богатых домах их ставили на видное место - у входа, на отдельном столике. Но передавать сообщения было проще обычным путём - письмом или через посыльного.

Соединение производилось вручную, телефонистки на станциях просто соединяли штекеры нужных номеров. Помните знаменитое «Барышня, дайте Смольный!»? «Барышни» нередко ошибались, да и слышимость на линиях была плохая. Иными словами, от телефона было больше недоразумений, чем пользы, и он являлся излюбленным объектом шуток юмористов.

Чуть позже появились настенные аппараты, а вместе с ними - свои шутки. Когда номер был долго занят, говорили, что кто-то повесился на телефонном шнуре. До сих пор бытует выражение «висеть на телефоне», которое новому поколению уже непонятно.

Какие существуют принципы телефонного этикета?

Первый принцип телефонного этикета - ненавязчивость. Даже если вы говорите с очень хорошим знакомым, положено прежде всего поинтересоваться, есть ли у него время для беседы и уместен ли ваш звонок. В противном случае человек будет чувствовать себя неловко, пытаясь сократить или прекратить разговор.

Второе правило - вежливость. Речевой этикет требует начинать телефонный разговор с приветствия независимо от того, кто вам ответил. Если вам нужен другой человек, то вы должны учтиво попросить позвать его, даже если к телефону подошла секретарша или другой работник, в чьи обязанности входит принимать звонки.

За любую предоставленную информацию (в том числе за ответ «Его нет на месте») следует поблагодарить, а в конце беседы - попрощаться. Вообще, стандартный телефонный разговор содержит полный набор вежливых слов: «здравствуйте», «извините», «пожалуйста», «спасибо», «до свидания».

Третье правило - краткость и четкость. Даже если вы звоните другу по личному делу, постарайтесь сформулировать его как можно яснее.

В наше время телефон часто бывает единственным средством связи между людьми. Старые друзья, занятые работой и семьёй, родственники, живущие в разных городах и странах, общаются только по телефону. Понятно, что эти разговоры не умещаются в несколько минут. И всё же, набирая номер, стоит представить себе, о чём вы будете говорить, чтобы беседа не превратилась в бесконечное «Вот такие дела» и «Ну, что ещё нового?» - «Вроде ничего».

Четвёртое правило - целесообразность. Искушение снять трубку и немедленно обсудить любой вопрос часто бывает очень велико. Но всегда ли уместна такая поспешность? Если вы рассержены, то правильнее подождать, пока гнев уляжется, и выяснить отношения спокойно, а ещё лучше сделать это в личной беседе.

Не звоните сгоряча деловым партнёрам или работникам удалённых филиалов по поводу какого-либо недоразумения, сначала узнайте все подробности у тех, кто находится рядом. Вы будете выглядеть смешно, если в ходе международного разговора выяснится, что неправильное указание дал ваш заместитель, который сидит в соседнем кабинете.

Пятое правило - конфиденциальность. Телефонная линия не гарантирована от прослушивания, намеренного или случайного. Аппарат может быть спаренным или настроенным на режим громкой связи. Иногда сидящий рядом с телефоном может отчётливо слышать голос в трубке, а случается ошибочное включение в чужой разговор. Потому всегда следует помнить о понятии «нетелефонный разговор» и не обсуждать по телефону вопросы, не предназначенные для посторонних ушей.

Шестое правило - уважение к присутствующим. Вежливость требует ответить на телефонный звонок, однако для этого порой приходится прервать личный разговор, что является нарушением этикета. В таком случае разговор по телефону должен быть максимально кратким и деловым, а перед теми, кто находится рядом с вами, надо извиниться дважды - до того, как вы снимете трубку, и после окончания беседы. Деловой этикет ещё более строго регламентирует приоритетность личного общения над телефонным.



РЕКОМЕНДУЕМ